Особенности исполнения государством судебных решений
Содержание
На сегодняшний день неисполнение судебных решений в Украине стало фактически национальной проблемой. Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ) неоднократно отмечал системность случаев неисполнения или несвоевременного исполнения решений украинских судов, принятых в пользу заявителей. Как результат, ЕСПЧ даже ввел специальную процедуру пилотного решения с целью ускорения рассмотрения подобных дел.
Ситуация только усложняется, когда должником по решению суда выступает государство. Привычное для многих юристов и эффективное взаимодействие с частными исполнителями в таком случае не работает, поскольку законодательство исключает возможность выполнения частным исполнителем решений, по которым должником является государство, государственные органы, государственные предприятия, учреждения, организации. Кроме того, в Украине продолжают действовать многочисленные моратории, которые влияют на возможность исполнения решений в принудительном порядке.
Как результат, исполнения ждут сотни решений национальных судов: от решений о взыскании задолженности в пользу производителей «зеленой» электроэнергии до решений о возобновлении в должности государственных служащих.
Итак, каким образом в Украине исполняются решения имущественного и неимущественного характера и какую ответственность несет государства за их невыполнение?
Выполнение государством судебных решений имущественного характера
Процедура исполнения государством решений имущественного характера осуществляется в порядке так называемого «бесспорного» списания средств по заявлению взыскателя об исполнении решения суда.
Решения о взыскании средств выполняются органами Казначейства в порядке очередности поступления документов взыскателей и в пределах соответствующих бюджетных назначений путем списания средств со счетов государственного органа. Если средства у указанного государственного органа отсутствуют, то решение выполняется за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения исполнения решений суда.
Общий срок на списание средств составляет три месяца с момента подачи в Казначейство всех необходимых документов. Следует отметить, что в случае нарушения указанного срока, взыскателю должно выплатить компенсацию в размере трех процентов годовых от неуплаченной суммы.
На практике проблемным аспектом выполнения государством решений имущественного характера остается затягивание сроков списания средств, что обусловлено, прежде всего, отсутствием или недостаточностью бюджетного финансирования, большим количеством судебных решений, поступающих в исполнение Казначейства, а иногда и политической составляющей или другими субъективными причинами.
Так, согласно информации Казначейства, на сентябрь 2021 года, учитываются 78 169 судебных решений, подлежащих исполнению, по которым взыскания с государства подлежит 6 187 138 999, 69 гривен.
Если Казначейство не выполняет или задерживает исполнение решения, взыскатели успешно оспаривают действия или бездействие Казначейства в суде. При этом суды, как правило, не принимают во внимание аргументы Казначейства о возможности исполнения судебного решения исключительно в пределах предусмотренной законом о Государственном бюджете Украины суммы и в порядке очередности поступления исполнительных документов (постановление КАС ВС от 16 апреля 2020 года по делу № 818/ 1814/17).
Тем не менее следует учитывать также большую загруженность административных судов и возможное затягивание ответчиком рассмотрения судебного дела.
Позиция ЕСПЧ по этому вопросу сводится к тому, что орган государственной власти не имеет права ссылаться на нехватку средств, оправдывая неспособность выполнить судебное решение о выплате долга. Невыполнение судебного решения не может быть оправдано отсутствием бюджетных расходов (решение ЕСПЧ по делу «Шмалько против Украины»).
Выполнение государством судебных решений неимущественного характера
Выполнение судебных решений неимущественного характера, должником по которым являются органы государственной власти, их территориальные подразделения и должностные лица, осуществляется Отделами принудительного исполнения решений соответствующих подразделений Министерства юстиции Украины.
В последнее время наиболее распространенной категорией решений, находящихся в исполнении неимущественного характера, является решение о возобновлении в должностях люстрированных чиновников, уволенных прокуроров и государственных служащих.
Однако часто решения неимущественного характера не выполняются государством в связи с отсутствием политической воли. Иногда государственные органы выполняют решения судов неимущественного характера достаточно специфически. Такая ситуация сложилась с исполнением решений о восстановлении на должностях прокуроров, уволенных по реформе прокуратуры в связи, например, с подачей заявления о переводе неустановленной формы или непрохождении одного из этапов аттестации. Суды возобновляли таких прокуроров на равнозначных должностях в Офисе генерального прокурора. Однако Офис выполнял и продолжает выполнять такие решения своеобразно, возобновляя работников уже в несуществующей Генеральной прокуратуре Украины. То есть фактического исполнения решения суда и допуска прокуроров к ранее выполняемой ими работе не происходит.
Какую ответственность несет государство за невыполнение решений суда?
Невыполнение судебных решений, к сожалению, не несет серьезных последствий для государства как должника. В случае невыполнения решения в установленный исполнителем срок на должника налагается штраф в максимальном размере 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, то есть 5 100 грн. В случае повторного неисполнения решения без уважительных причин, государственный орган или должностное лицо ожидает штраф в двойном размере, то есть 10 200 грн.
Не стоит забывать и об инструменте, применяемом в административном процессе: судебном контроле за исполнением решений. Суд может (но не обязан) возложить на субъект властных полномочий обязанность подать отчет об исполнении судебного решения. В случае неисполнения такой обязанности суд может наложить на руководителя субъекта властных полномочий-должника штраф в сумме от 20 до 40 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (по состоянию на 2021 год от 45 400 до 90 800 грн.). Постановление суда о наложении штрафа направляется для исполнения в государственную исполнительную службу. Однако, исходя из данных Единого государственного реестра судебных решений, суды неохотно применяют такой процессуальный инструмент.
Законодательство также предусматривает возможность обращения исполнителя в органы досудебного расследования с уведомлением о совершении уголовного правонарушения по ст. 382 Уголовного кодекса Украины. Однако указанная статья предусматривает ответственность именно за умышленное неисполнение или препятствие исполнению судебного решения. В связи с этим, привлечение к уголовной ответственности за невыполнение государством решения суда в украинских реалиях практически невозможно.
Следовательно, сейчас в Украине отсутствует реальная и неотвратимая ответственность за неисполнение судебного решения, которое предоставляет субъектам властных полномочий возможность игнорировать решения судов или затягивать их исполнение. В то же время обязательность судебных решений является одной из важнейших составляющих, на которых основывается верховенство права в государстве. Поэтому актуальным остается вопрос создания действенного механизма привлечения должностных лиц субъектов властных полномочий к ответственности за невыполнение решений судов.
Екатерина Цветкова
Партнер, адвокат
- Контакты
- Ул. Князей Острожских 31/33, Бизнес-центр "Зоряный" Киев, Украина, 01010
- k.tsvetkova@golaw.ua
- +38 044 581 1220
- Признания
- The Legal 500 EMEA 2023
- Who's Who Legal 2022
Статьи по теме
17 февраля 2022 Публикации
Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity
10 февраля 2022 Публикации
Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практичес...
08 февраля 2022 Публикации
Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ
Подпишитесь, чтобы знать больше
Информация мотивирует к новым свершениям. Подпишитесь, не упускайте обзоры законодательства и новости от GOLAW
Услуги
-
- Антимонопольное и конкурентное право
- Банковское и финансовое право
- Взаимодействие с государственными органами (GR)
- Восстановление платежеспособности и банкротство
- Энергетика и природные ресурсы
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- Защита в антикоррупционной сфере
- Интеллектуальная собственность
- Корпоративное право и M&A
- Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками
- Международная торговля
- Недвижимость и строительство
- Налоговое и таможенное право
- Реструктуризация и урегулирования задолженности
- Разрешение судебных споров
- Трудовое право
- Услуги для владельцев бизнеса и частных клиентов
- Право военного времени
- Уголовное право
- Юридическое сопровождение бизнеса и частных клиентов в Германии
-
- Авиация
- Агробизнес
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- ІТ, Информационные технологии и искусственный интеллект
- Здравоохранение и фармацевтика
- Медиа, развлечения, спорт и гемблинг
- Производство и промышленность
- Розничная торговля, FMCG и электронная коммерция
- Недвижимость и строительство
- Транспорт и логистика
- Химическая промышленность
- Финансовые учреждения
Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies
Настройки cookie