Суд присяжных в Украине: работает ли судебное народовластие?

Содержание

  1. Мировой опыт
  2. Статус присяжных в Украине
  3. Суд присяжных в уголовном судопроизводстве
  4. Суд присяжных в гражданском судопроизводстве
  5. Выводы

Запрос общества на справедливость судебного разбирательства был актуальным во все времена. Одним из практических воплощений этого стремления стало непосредственное участие граждан в отправлении правосудия через институт суда присяжных.

Последний с момента зарождения в Англии предусматривает рассмотрение дела коллегией непрофессиональных присяжных заседателей, решающих вопрос факта, при одновременном решении вопроса права профессиональным судьёй.

Мировой опыт

Различные государства имплементировали суд присяжных по-разному, учитывая особенности своей правовой системы.

Например, в Соединённых Штатах, которые являются образцом англо-саксонской модели суда присяжных, судопроизводство осуществляется, как правило, одним судьёй и жюри в составе двенадцати присяжных. Франция, в которой суд присяжных появился раньше большинства остальных  стран континентальной Европы, привлекает к рассмотрению дел председательствующего судью, двух судей-асессоров и девятерых присяжных. Немецкая модель, которая больше всего напоминает отечественную, предусматривает участие наряду с судьёй только двух заседателей.

Среди представленных стран только в США присяжные рассматривают гражданские дела наряду с уголовными, зато во Франции и Германии компетенция присяжных ограничена уголовными делами.

В общем, учитывая мировую практику, институт суда присяжных является более приемлемым в уголовном судопроизводстве.

Статус присяжных в Украине

Правовой основой суда присяжных в независимой Украине стала Конституция, которая сразу в трёх статьях предусматривает возможность осуществления правосудия присяжными. Так, в ст. 124 декларируется непосредственное участие народа в осуществлении правосудия через присяжных, ст. 127 регламентирует правосудие с участием присяжных в определенных законом случаях, а в следующей ст. 128 указано, что судопроизводство осуществляется судьёй единолично, коллегией судей или судом присяжных.

Статус присяжных регулируется специальным Законом «О судоустройстве и статусе судей», ст. 65 которого содержит требования к присяжному. Так, присяжным может быть лицо, которое:

  • является гражданином Украины,
  • достигло тридцатилетнего возраста,
  • постоянно проживает в пределах юрисдикции соответствующего суда.

Присяжными в Украине становятся по собственному желанию — гражданин должен подать заявление и необходимые документы для включения его в список присяжных. Но в дальнейшем освобождение присяжного от обязанностей возможно лишь по уважительным причинам.

Присяжными не могут быть лица, которые:

  • являются ограниченно дееспособными или недееспособными;
  • имеют хронические, психические или другие заболевания, препятствующие выполнению обязанностей;
  • имеют неснятую или непогашенную судимость;
  • являются народными депутатами, членами Кабинета Министров, судьями, прокурорами, сотрудниками правоохранительных органов, военнослужащими, работниками аппаратов судов, другими государственными служащими, должностными лицами органов местного самоуправления, адвокатами, нотариусами, членами Высшей квалификационной комиссии судей, Высшего совета правосудия;
  • привлекались в течение последнего года к административной ответственности за коррупционное правонарушение;
  • достигли 65 лет;
  • не владеют государственным языком.

На присяжных распространяются гарантии, закрепленные в ст. 68 указанного выше Закона, в частности:

  • выплата вознаграждения и суточных;
  • возмещение расходов на проезд и наём жилья;
  • сохранение работы.

Законодатель приравнивает присяжных с судьями в отношении распространения на них одинаковых гарантий независимости и неприкосновенности.

Суд присяжных в уголовном судопроизводстве

С принятием нового Уголовного процессуального кодекса (далее — УПК) в 2012 году понятие суда присяжных впервые процессуально закрепилось в законодательстве независимой Украины. Дела рассматриваются с участием двух судей и трёх присяжных.

По предписаниям ст. 384 УПК суд присяжных рассматривает уголовное производство в отношении обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы (как строжайшей санкции за совершение 17 особо тяжких преступлений), если сам обвиняемый заявит об этом. Во всех остальных случаях суд присяжных в уголовном судопроизводстве вообще не предусмотрен.

Отбор присяжных осуществляется из числа семи лиц, определенных из списка присяжных. В процессе отбора стороны производства вправе задавать присяжным вопросы для выяснения обстоятельств, которые могут быть основаниями для их отвода. Дополнительно отбирается двое запасных присяжных, которые могут заменить основных в случае их устранения в процессе судебного разбирательства.

Совещанием суда присяжных руководит председательствующий судья. Все вопросы решаются простым большинством голосов. Причем никто из состава суда присяжных не имеет права воздерживаться от голосования, за исключением случая, когда решается вопрос о мере наказания, а судья или присяжный голосовал за оправдание обвиняемого.

Совместное участие присяжных и профессиональных судей в рассмотрении вопросов является довольно сомнительным, ведь неизбежно приводит к воздействию авторитета председательствующего на жюри, поэтому такая практика не характерна для англо-саксонской модели.

Суд присяжных в гражданском судопроизводстве

Суд присяжных был введен также в гражданском судопроизводстве Украины (в отличие от многих стран Европы), формально заменив собой советский аналог суда присяжных — институт народных заседателей.

Почему формально? Потому что сравнив соответствующие редакции Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК), можно легко прийти к выводу, что компетенция присяжных ничем не отличается от полномочий народных заседателей, фактически речь идет только об изменении названия, а не сути.

В соответствии со ст. 293 ГПК в составе одного судьи и двух присяжных в рамках особого производства рассматриваются дела об:

  • ограничении гражданской дееспособности, признании лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности;
  • признании лица безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • усыновлении;
  • оказании психиатрической помощи в принудительном порядке;
  • принудительной госпитализации в противотуберкулёзное учреждение.

Во всех других случаях в гражданском судопроизводстве законодатель не предусматривает участия присяжных. Ранее аналогичные категории дел суду надлежало рассматривать с участием двух народных заседателей.

По обнародованной статистике каждое седьмое дело, которое подлежит рассмотрению в порядке особого производства, рассматривается в Украине именно судом присяжных.

Выводы

Суд присяжных в целом не является новым в истории Украины, впрочем исторический опыт применения этого института является ничтожно малым.

С момента своего первого появления в нашей стране и поныне, суд присяжных имел как горячих сторонников, так и ярых оппонентов среди авторитетных отечественных юристов. На современном этапе развития судопроизводства в Украине суд присяжных получил поддержку действующего президента — расширение применения суда присяжных было одним из его предвыборных обещаний.

Кабинет Министров уже успел одобрить три законопроекта относительно суда присяжных, ни один из которых не рассмотрен парламентом (вместе с рядом других депутатских инициатив). Так, предлагается, в частности, увеличение количества присяжных к семи, привлечение их к рассмотрению дел вместе с одним судьёй по обвинению в совершении преступлений, предусматривающих наказание в виде лишения свободы на срок более 10 лет. Такие инициативы призваны реанимировать суд присяжных в уголовном процессе, который, несмотря на статистику, является скорее удивительным исключением, чем реально действенным инструментом.

К тому же, власти следует проявлять осмотрительность в этом вопросе, чтобы не обременить судебный процесс и государственный бюджет привлечением присяжных к значительному количеству дел по обвинению в совершении тяжких преступлений. Также дальнейшая имплементация суда присяжных должна коррелировать с повышением уровня правосознания граждан.

Роман Антонив

Роман Антонив

Старший юрист, адвокат

14414

Статьи по теме

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

17 февраля 2022 Публикации

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

Читать
Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практические советы

10 февраля 2022 Публикации

Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практичес...

Читать
Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

08 февраля 2022 Публикации

Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки

Thank you for your trust!

Your request for a consultation has been received, and our experts will be in touch with you shortly.

Go to main page
Thank you for subscribing to our newsletter!

Going forward, you will remain informed about the latest and most significant legislative updates, expert publications, and forthcoming event announcements.

Go to main page