Медиации в Украине быть?

Содержание

  1. Понятие и область применения медиации
  2. Основы медиации
  3. Порядок привлечения медиатора и требования к нему
  4. Стадии медиации
  5. Заключение

Быстрое и правильное разрешение споров, основанное на справедливости, всегда является вызовом для общества в целом и для судей и адвокатов в частности. Особенно это касается традиционного способа разрешения споров – судопроизводства, осуществляемого государством. Такой способ нередко поддается критики по причине громоздкости и бюрократизма. Следовательно, значительную популярность в мировой практике получили альтернативные способы разрешения споров, к которым относится и медиация.

Продолжительные дискуссии и инициативы в конце концов воплотились в принятии 16 ноября 2021 года Верховной Радой Закона «О медиации» (далее «Закон»), который ожидает подпись Президента.

Понятие и область применения медиации

Закон определяет медиацию как внесудебную добровольную, конфиденциальную, структурированную процедуру, во время которой стороны с помощью медиатора пытаются предотвратить возникновение или урегулировать конфликт путем переговоров.

Примечательно, что законодатель распространил действие Закона не только на частно-правовые споры (гражданские, трудовые, семейные, хозяйственные и т.п.), но и на административные споры, дела об административных правонарушениях и даже уголовные производства (на стадии досудебного расследования).

Причем медиация допускается как перед обращением в суд (третейский суд, международный коммерческий арбитраж), так и на любой стадии рассмотрения дела или исполнения решения.

Законом вносятся последовательные изменения касательно возможности разрешения спора путем медиации в целый ряд законодательных актов, включая процессуальные кодексы, Кодекс законов о труде, Земельный кодекс и т.д. Также предполагается возврат 60% уплаченного судебного сбора в случае мирного урегулирования спора путем медиации в ходе судебного разбирательства.

Основы медиации

Из практического опыта применение медиации в разных странах мира предусматривает ее характерные особенности, закрепленные в Законе в качестве принципов медиации:

  • взаимное участие обеих сторон спора – медиация невозможна при отсутствии волеизъявления всех участников спора и не может затрагивать права и обязанности третьих лиц;
  • волеизъявление участия сторон – медиация не является обязательной, а каждая из сторон может в любой момент ее прекратить и обратиться в суд за разрешением спора;
  • поддержка профессионального и беспристрастного посредника (медиатора) – урегулирование спора сторонами путем переговоров без посредничества не считается медиацией;
  • самостоятельное достижение сторонами согласия по урегулированию конфликта – медиатор не принимает никаких решений по существу спора и не дает сторонам никаких указаний или рекомендаций (кроме советов по самому процессу медиации), а также не может совмещать свою роль с представительством интересов сторон спора, включая судебное разбирательство;
  • конфиденциальность и непубличность – на медиацию не распространяются принципы гласности судебного разбирательства, а медиатор не может быть допрошен в качестве свидетеля относительно информации, которая стала ему известна при подготовке к медиации и ее проведению;
  • отсутствие подробного регламента и гибкость процедуры – медиация является структурированным процессом, но не характеризуется жесткими «правилами игры» аналогично процессуальному законодательству.

Порядок привлечения медиатора и требования к нему

Стороны самостоятельно выбирают медиатора на основании договора (требования к содержанию которого есть в Законе) и определяют перечень вопросов для обсуждения, а в дальнейшем определяют содержание соглашения об урегулировании спора, которое также должно соответствовать предписаниям Закона.

Закон требует от медиатора прохождения базовой подготовки в Украине или за рубежом (не менее 90 часов обучения, из которых половина должна приходиться на практику), что подтверждается соответствующим сертификатом. Причем стороны могут предъявлять к такому посреднику более высокие требования, в частности, наличие специальной подготовки, определенного возраста, образования, опыта и т.п. Законодатель допускает возможность предоставления другими лицами консультаций и рекомендаций в процессе медиации, однако принятие решения по ее результатам относится к полномочиям исключительно сторон. Стороны имеют право отдельно привлекать экспертов и переводчиков.

Медиатор имеет право практиковать как лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, или как предприниматель, причем может оказывать услуги индивидуально, по найму, в составе субъекта, обеспечивающего проведение медиации или объединения медиаторов. Закон допускает предоставление услуг по медиации как на платной, так и на безоплатной основе.

Помимо указанных Законом основополагающих обязанностей медиатора, законодатель требует от последнего соблюдения кодекса профессиональной этики, который, правда, не является единственным документом для всех медиаторов Украины, а разрабатывается каждым отдельным объединением медиаторов на основании Закона. Каждый медиатор присоединяется к существующему кодексу, за нарушение которого будет нести ответственность, предусмотренную уставом или положением объединения, членом которого он является.

Аналогично урегулировано ведение реестров медиаторов – общедоступные реестры поручено вести объединением медиаторов или субъектам, обеспечивающим проведение медиации. Стоит отметить, что единого общегосударственного реестра не предусматривается.

Стадии медиации

Структурированный характер медиации, упоминаемый в ее законодательном определении, состоит в простом разделении процедуры медиации на три стадии:

  • подготовку – предусматривает проведение медиатором подготовительных мероприятий с целью выяснения возможности проведения медиации (круг которых не ограничен);
  • собственная медиация – проводится согласно Закону и договору, правилам проведения медиации и норм профессиональной этики медиатора; при этом Закон никак не регулирует и не конкретизирует порядок проведения медиации;
  • прекращение медиации – заключение сторонами соглашения в случае успешного завершения медиации, или в связи с окончанием договорного срока ее проведения, или отказом стороны от дальнейшего участия.

Заключение

Несомненно, принятие Закона преследовало цель разгрузить отечественную судебную систему – очевидно, что большинство споров в судебных производствах потенциально могут быть разрешены мирным внесудебным путем. Предполагается, что медиация станет тем механизмом, который будет способствовать такому эффективному урегулированию споров благодаря профессиональной помощи медиатора и максимальной дерегуляции процесса.

Тем не менее, медиацию не следует воспринимать как альтернативу судопроизводству в полной мере, поскольку она по определению не предусматривает государственного принуждения, а следовательно, бесполезна при отсутствии воли обеих сторон на разрешение конфликта путем переговоров. Не менее важно то, что начало процесса медиации не влияет на течение срока исковой давности.

С 2017 года в Украине действует подобная по своей сути к медиации процедура урегулирования спора с участием судьи, которая не оказала существенного влияния на эффективность разрешения споров. Более того, и до принятия Закона медиация в Украине существовала, а Закон не вводит существенных изменений в текущее положение дел.

Следовательно, сложно предположить, что со вступлением в силу Закона какой-либо ощутимый процент споров будет разрешаться не в суде, а в рамках медиации. Тем не менее ожидается некое оживление практики применения медиации, которая непременно займет свое место среди альтернативных способов разрешения споров.

3246

Статьи по теме

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

17 февраля 2022 Публикации

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

Читать
Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практические советы

10 февраля 2022 Публикации

Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практичес...

Читать
Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

08 февраля 2022 Публикации

Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки

Thank you for your trust!

Your request for a consultation has been received, and our experts will be in touch with you shortly.

Go to main page
Thank you for subscribing to our newsletter!

Going forward, you will remain informed about the latest and most significant legislative updates, expert publications, and forthcoming event announcements.

Go to main page
Шановний відвідувачу!

Ми припинили підтримку російської версії сайту! Наразі російською ви можете прочитати лише застарілий матеріал.

Щоб ознайомитись із актуальною інформацією, будь ласка, оберіть українську або англійську версію сайту.