Медиации в Украине быть?
Содержание
Быстрое и правильное разрешение споров, основанное на справедливости, всегда является вызовом для общества в целом и для судей и адвокатов в частности. Особенно это касается традиционного способа разрешения споров – судопроизводства, осуществляемого государством. Такой способ нередко поддается критики по причине громоздкости и бюрократизма. Следовательно, значительную популярность в мировой практике получили альтернативные способы разрешения споров, к которым относится и медиация.
Продолжительные дискуссии и инициативы в конце концов воплотились в принятии 16 ноября 2021 года Верховной Радой Закона «О медиации» (далее «Закон»), который ожидает подпись Президента.
Понятие и область применения медиации
Закон определяет медиацию как внесудебную добровольную, конфиденциальную, структурированную процедуру, во время которой стороны с помощью медиатора пытаются предотвратить возникновение или урегулировать конфликт путем переговоров.
Примечательно, что законодатель распространил действие Закона не только на частно-правовые споры (гражданские, трудовые, семейные, хозяйственные и т.п.), но и на административные споры, дела об административных правонарушениях и даже уголовные производства (на стадии досудебного расследования).
Причем медиация допускается как перед обращением в суд (третейский суд, международный коммерческий арбитраж), так и на любой стадии рассмотрения дела или исполнения решения.
Законом вносятся последовательные изменения касательно возможности разрешения спора путем медиации в целый ряд законодательных актов, включая процессуальные кодексы, Кодекс законов о труде, Земельный кодекс и т.д. Также предполагается возврат 60% уплаченного судебного сбора в случае мирного урегулирования спора путем медиации в ходе судебного разбирательства.
Основы медиации
Из практического опыта применение медиации в разных странах мира предусматривает ее характерные особенности, закрепленные в Законе в качестве принципов медиации:
- взаимное участие обеих сторон спора – медиация невозможна при отсутствии волеизъявления всех участников спора и не может затрагивать права и обязанности третьих лиц;
- волеизъявление участия сторон – медиация не является обязательной, а каждая из сторон может в любой момент ее прекратить и обратиться в суд за разрешением спора;
- поддержка профессионального и беспристрастного посредника (медиатора) – урегулирование спора сторонами путем переговоров без посредничества не считается медиацией;
- самостоятельное достижение сторонами согласия по урегулированию конфликта – медиатор не принимает никаких решений по существу спора и не дает сторонам никаких указаний или рекомендаций (кроме советов по самому процессу медиации), а также не может совмещать свою роль с представительством интересов сторон спора, включая судебное разбирательство;
- конфиденциальность и непубличность – на медиацию не распространяются принципы гласности судебного разбирательства, а медиатор не может быть допрошен в качестве свидетеля относительно информации, которая стала ему известна при подготовке к медиации и ее проведению;
- отсутствие подробного регламента и гибкость процедуры – медиация является структурированным процессом, но не характеризуется жесткими «правилами игры» аналогично процессуальному законодательству.
Порядок привлечения медиатора и требования к нему
Стороны самостоятельно выбирают медиатора на основании договора (требования к содержанию которого есть в Законе) и определяют перечень вопросов для обсуждения, а в дальнейшем определяют содержание соглашения об урегулировании спора, которое также должно соответствовать предписаниям Закона.
Закон требует от медиатора прохождения базовой подготовки в Украине или за рубежом (не менее 90 часов обучения, из которых половина должна приходиться на практику), что подтверждается соответствующим сертификатом. Причем стороны могут предъявлять к такому посреднику более высокие требования, в частности, наличие специальной подготовки, определенного возраста, образования, опыта и т.п. Законодатель допускает возможность предоставления другими лицами консультаций и рекомендаций в процессе медиации, однако принятие решения по ее результатам относится к полномочиям исключительно сторон. Стороны имеют право отдельно привлекать экспертов и переводчиков.
Медиатор имеет право практиковать как лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, или как предприниматель, причем может оказывать услуги индивидуально, по найму, в составе субъекта, обеспечивающего проведение медиации или объединения медиаторов. Закон допускает предоставление услуг по медиации как на платной, так и на безоплатной основе.
Помимо указанных Законом основополагающих обязанностей медиатора, законодатель требует от последнего соблюдения кодекса профессиональной этики, который, правда, не является единственным документом для всех медиаторов Украины, а разрабатывается каждым отдельным объединением медиаторов на основании Закона. Каждый медиатор присоединяется к существующему кодексу, за нарушение которого будет нести ответственность, предусмотренную уставом или положением объединения, членом которого он является.
Аналогично урегулировано ведение реестров медиаторов – общедоступные реестры поручено вести объединением медиаторов или субъектам, обеспечивающим проведение медиации. Стоит отметить, что единого общегосударственного реестра не предусматривается.
Стадии медиации
Структурированный характер медиации, упоминаемый в ее законодательном определении, состоит в простом разделении процедуры медиации на три стадии:
- подготовку – предусматривает проведение медиатором подготовительных мероприятий с целью выяснения возможности проведения медиации (круг которых не ограничен);
- собственная медиация – проводится согласно Закону и договору, правилам проведения медиации и норм профессиональной этики медиатора; при этом Закон никак не регулирует и не конкретизирует порядок проведения медиации;
- прекращение медиации – заключение сторонами соглашения в случае успешного завершения медиации, или в связи с окончанием договорного срока ее проведения, или отказом стороны от дальнейшего участия.
Заключение
Несомненно, принятие Закона преследовало цель разгрузить отечественную судебную систему – очевидно, что большинство споров в судебных производствах потенциально могут быть разрешены мирным внесудебным путем. Предполагается, что медиация станет тем механизмом, который будет способствовать такому эффективному урегулированию споров благодаря профессиональной помощи медиатора и максимальной дерегуляции процесса.
Тем не менее, медиацию не следует воспринимать как альтернативу судопроизводству в полной мере, поскольку она по определению не предусматривает государственного принуждения, а следовательно, бесполезна при отсутствии воли обеих сторон на разрешение конфликта путем переговоров. Не менее важно то, что начало процесса медиации не влияет на течение срока исковой давности.
С 2017 года в Украине действует подобная по своей сути к медиации процедура урегулирования спора с участием судьи, которая не оказала существенного влияния на эффективность разрешения споров. Более того, и до принятия Закона медиация в Украине существовала, а Закон не вводит существенных изменений в текущее положение дел.
Следовательно, сложно предположить, что со вступлением в силу Закона какой-либо ощутимый процент споров будет разрешаться не в суде, а в рамках медиации. Тем не менее ожидается некое оживление практики применения медиации, которая непременно займет свое место среди альтернативных способов разрешения споров.
Статьи по теме
Подпишитесь, чтобы знать больше
Информация мотивирует к новым свершениям. Подпишитесь, не упускайте обзоры законодательства и новости от GOLAW
Услуги
-
- Антимонопольное и конкурентное право
- Банковское и финансовое право
- Взаимодействие с государственными органами (GR)
- Восстановление платежеспособности и банкротство
- Энергетика и природные ресурсы
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- Защита в антикоррупционной сфере
- Интеллектуальная собственность
- Корпоративное право и M&A
- Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками
- Международная торговля
- Недвижимость и строительство
- Налоговое и таможенное право
- Реструктуризация и урегулирования задолженности
- Разрешение судебных споров
- Трудовое право
- Услуги для владельцев бизнеса и частных клиентов
- Право военного времени
- Уголовное право
- Юридическое сопровождение бизнеса и частных клиентов в Германии
-
- Авиация
- Агробизнес
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- ІТ, Информационные технологии и искусственный интеллект
- Здравоохранение и фармацевтика
- Медиа, развлечения, спорт и гемблинг
- Производство и промышленность
- Розничная торговля, FMCG и электронная коммерция
- Недвижимость и строительство
- Транспорт и логистика
- Химическая промышленность
- Финансовые учреждения
Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies
Настройки cookie