Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практические советы
Содержание
За последние годы значительно выросло количество принятых решений органами Антимонопольного комитета Украины (далее – АМКУ, Комитет) относительно нарушений, связанных с предоставлением информации. На сегодняшний день так называемые информационные нарушения остаются лидером по количеству принятых решений органами Комитета.
С какими именно процессами связана такая активность можно только догадываться, однако для каждого субъекта хозяйствования получение запроса от органов АМКУ вызывает высокий градус напряжения.
Предлагаем рассмотреть основные моменты, на которые следует обращать внимание, если вы стали получателем запроса о предоставлении информации, а также особенности коммуникации с органами АМКУ.
Полномочия АМКУ по запросу информации
Органы АМКУ наделены достаточно широкими полномочиями при запрашивании информации. Это обусловлено особым статусом органа и возложенными на него задачами при формировании и реализации конкурентной политики страны. В свою очередь, специальное законодательство устанавливает обязанность предоставления информации по требованию органов АМКУ.
Часть первая статьи 22-1 предусматривает, что субъекты хозяйствования, объединения, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля, другие юридические лица, их структурные подразделения, филиалы, представительства, их должностные лица и работники, физические лица обязаны по требованию органа АМКУ, председателя территориального отделения АМКУ, уполномоченных ими работников АМКУ, его территориального отделения предоставлять документы, предметы или другие носители информации, пояснения, другую информацию, в том числе с ограниченным доступом, необходимую для выполнения АМКУ, а также его территориальными отделениями задач, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции и государственной помощи субъектам хозяйствования.
То есть, фактически, органы АМКУ не имеют ограничений касательно круга лиц, которым направляются запросы о предоставлении информации. Это же касается и объема запрашиваемой информации. Единственным условием, которого должны придерживаться при направлении запроса, является выполнение задач органов АМКУ, предусмотренных законодательством.
Основания направления требований о предоставлении информации
Среди оснований направления требований можно выделить основные, а именно:
- при рассмотрении заявлений и дел касательно нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, проведении проверки и других случаях, предусмотренных законодательством, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции;
- в связи с осуществлением контроля за согласованными действиями, концентрацией;
- при реализации полномочий в сфере формирования и реализации конкурентной политики, содействии развитию конкуренции, нормативному и методическому обеспечению деятельности АМКУ и применению законодательства о защите экономической конкуренции;
На практике требования о предоставлении информации в основном направляются: в связи с применением мер государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, выяснение наличия/отсутствия признаков нарушения конкурентного законодательства при рассмотрении заявлений, при рассмотрении дел, исследовании рынка и т.д.
Подготовка и срок предоставления ответа
Получив требование органа АМКУ, следует, прежде всего, обратить внимание на основание направления запроса именно вашему адресату, определить объем информации, по какой форме и способу необходимо направить такую информацию или копии документов и срок предоставления. Как правило, объем запрашиваемой информации достаточно большой, а срок ее предоставления может составлять примерно неделю (в некоторых случаях 3-5 дней) без учета каких-либо обстоятельств, которые сложились у субъекта хозяйствования. В таком случае следует воспользоваться правом на продление срока предоставления ответа, направив соответствующее ходатайство органу Комитета, который направил требование. Также в случае необходимости можно обратиться в органы АМКУ для разъяснения содержания требования, уточнения относительно формы и способа предоставления запрашиваемой информации. Важно помнить, что все ходатайства следует подавать в органы АМКУ до истечения установленного в требовании срока.
Началом отсчета срока для предоставления ответа будет следующий день со дня получения уполномоченным лицом запроса органа АМКУ. Уполномоченное лицо подписывает в журнале учета вручение рекомендованной почтовой корреспонденции в отделении почтовой связи с указанием даты получения письма. Подпись уполномоченного лица в журнале и на уведомлении о вручении рекомендованного почтового отправления свидетельствует о надлежащем вручении запроса.
Следует также отметить, что в случае невозможности вручения запроса адресату, орган АМКУ в отдельных случаях размещает такие запросы на своем официальном сайте с публикацией в газете «Правительственный курьер» или печатном издании областного совета с отсылкой на сайт и указанием адресата запроса.
Такой подход крайне неэффективен и, как следствие, в большинстве случаев субъекты хозяйствования привлекаются к ответственности за непредставление информации по требованию, поскольку, согласно нормативно-правовым актам, запрос органов АМКУ считается врученным через 10 дней после такой публикации независимо от того, видел ли такую публикацию адресат.
Запрос должен содержать обязательное основание предоставления информации, срок предоставления ответа по требованию, предупреждение об ответственности в случае неподачи, предоставления информации в неполном объеме или представления недостоверной информации с отсылкой на соответствующие нормы законодательства.
Ответ необходимо готовить с учетом формы, указанной в запросе. Как правило, запрос содержит список вопросов, список требуемых документов, предоставление объяснений, табличные формы (при запросе статистических данных). Важно предоставлять четкие и однозначные ответы во избежание двойного толкования информации органами АМКУ.
Законодательством также предусмотрено право АМКУ получать информацию с ограниченным доступом, конфиденциальную информацию и банковскую тайну. В случае, если ответ на запрос содержит конфиденциальные данные, необходимо указать, какая именно информация имеет ограниченный доступ, в том числе какие документы или часть документов содержат информацию с ограниченным доступом. Не следует пренебрегать своим правом на проведение консультаций с органами Комитета по отнесению предоставленной информации и документов к информации с ограниченным доступом. Целью таких консультаций является определение объема ограниченной информации, предоставление неконфиденциальных версий документов (информации) и защита от раскрытия такой информации. Это право закреплено в статье 22-1 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».
Информация и объяснение на запрос излагается в форме письма с указанием органа АМКУ, информации о лице (адресата запроса), изложении объяснений и информации по каждому отдельному вопросу запроса в соответствии с установленной последовательностью. Приложения и копии документов должны быть заверены должным образом и указаны в конце письма-ответа с указанием количества страниц и экземпляров. Подписывается ответ на запрос уполномоченным лицом (руководителем) или представителем по доверенности. Ответ на запрос необходимо направлять заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении такого отправления, ведь в случае непоступления в органы Комитета ответа на запрос, единственным приемлемым доказательством его направления будет отметка отделения почтовой связи о получении вашего письма (часть третья статьи 62 ЗУ «О защита экономической конкуренции»).
Ответственность за невыполнение требований АМКУ
Законодательство о защите экономической конкуренции предусматривает, что непредставление информации в установленный срок, представление информации в неполном объеме или представление недостоверной информации по требованию органа Комитета является нарушением Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (пункты 13, 14, 15 статьи 50 ЗУ «О защите экономической конкуренции»).
Важно помнить, что нарушение сроков предоставления ответа по требованию АМКУ хотя бы на один день будет иметь признаки нарушения в виде непредставления информации в установленный органами Комитета срок. Такая же ситуация сложилась и с представлением информации в неполном объеме, особенно в тех ситуациях, когда органы АМКУ задают в одном пункте несколько сложных вопросов, которые сложно трактовать. В таком случае лучше сразу обращаться с ходатайством о разъяснении такого вопроса во избежание в дальнейшем неверных толкований со стороны АМКУ, и как следствие – привлечение к ответственности.
За нарушения, предусмотренные пунктами 13, 14, 15 статьи 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 1% дохода (выручки) субъекта от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, который предшествует году налагаемого штрафа (часть вторая статьи 52 ЗУ «О защите экономической конкуренции»).
Выводы
В большинстве случаев, при обжаловании решений АМКУ касательно информационных нарушений, Хозяйственные суды становятся на сторону Комитета, обуславливая это широкими полномочиями, закрепленными в законодательстве. Не следует также забывать, что АМКУ, как и все государственные органы, является бюрократическим, а в некоторых случаях имеет достаточно формальные подходы по привлечению к ответственности. Следовательно, чтобы ваш бизнес продолжал успешное существование, следует уделять значительное внимание деталям и своевременно реагировать на требования о предоставлении информации.
Павел Логинов
Партнер, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права, адвокат
- Контакты
- Ул. Князей Острожских 31/33, Бизнес-центр "Зоряный" Киев, Украина, 01010
- p.loginov@golaw.ua
- +38 044 581 1220
Статьи по теме
17 февраля 2022 Публикации
Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity
08 февраля 2022 Публикации
Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ
07 февраля 2022 Публикации
Постановление КМ о сокращении срока действия «карантинного» моратория на налогов...
Подпишитесь, чтобы знать больше
Информация мотивирует к новым свершениям. Подпишитесь, не упускайте обзоры законодательства и новости от GOLAW
Услуги
-
- Антимонопольное и конкурентное право
- Банковское и финансовое право
- Взаимодействие с государственными органами (GR)
- Восстановление платежеспособности и банкротство
- Энергетика и природные ресурсы
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- Защита в антикоррупционной сфере
- Интеллектуальная собственность
- Корпоративное право и M&A
- Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками
- Международная торговля
- Недвижимость и строительство
- Налоговое и таможенное право
- Реструктуризация и урегулирования задолженности
- Разрешение судебных споров
- Трудовое право
- Услуги для владельцев бизнеса и частных клиентов
- Право военного времени
- Уголовное право
- Юридическое сопровождение бизнеса и частных клиентов в Германии
-
- Авиация
- Агробизнес
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- ІТ, Информационные технологии и искусственный интеллект
- Здравоохранение и фармацевтика
- Медиа, развлечения, спорт и гемблинг
- Производство и промышленность
- Розничная торговля, FMCG и электронная коммерция
- Недвижимость и строительство
- Транспорт и логистика
- Химическая промышленность
- Финансовые учреждения
Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies
Настройки cookie