Новый режим корпоративного управления: в Украине внедряют советы директоров

Содержание

  1. Украинский подход к одноуровневой структуре управления
  2. Состав как отличительная черта
  3. Больше не значит лучше
  4. Ротация власти
  5. Почему стоит выбирать одноуровневую структуру управления?
  6. Преимущества двухуровневой структуры управления
  7. Как можно воспользоваться преимуществами новой модели корпоративного управления?

Бизнес по всему миру сталкивается с невероятными вызовами из-за пандемии. Запрос на правильное управление высок как никогда. Публичные и частные компании поняли, что корпоративное управление влияет непосредственно на их финансовые результаты и на развитие в долгосрочной перспективе. Правительства также увидели ценность хорошо управляемых компаний, и теперь сотрудничают с бизнесом в обновлении кодексов корпоративного управления и реформировании корпоративного права.

Андрей Олейник

Младший юрист GOLAW

Вслед за Кодексом корпоративного управления, Украина планирует пересмотреть законодательство в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в предложенном законопроекте № 2493 («Законопроект»). Одна из главных новел Законопроекта – это одноуровневая структура корпоративного управления. После принятия Законопроекта украинские компании получат право выбирать одно- или двухуровневую систему управления и переходить с одной системы на другую.  

Преимущества наличия совета директоров (или наблюдательного совета) очевидны: они предоставляют менеджменту уникальную экспертизу и защищают акционеров, контролируя менеджмент. Однако, выбор между одноуровневой и двухуровневой системой не настолько очевиден. Акционеры (участники), которые создают какую-либо структуру управления, должны принимать во внимание особенности своего бизнеса и украинского законодательства в сфере корпоративного управления.

Украинский подход к одноуровневой структуре управления

Одноуровневые советы директоров – это, в сущности, иной режим корпоративного управления в компании, который общепринят в Великобритании и Соединенных Штатах Америки. Советы директоров существенно отличаются от двухуровневых структур управления по размеру, составу и процедуре принятия решений.

В одноуровневой модели, полномочия по управлению и контролю объединены в одном единственном совете директоров. Таким образом, решения принимаются и контролируются одним и тем же органом. В существующей украинской двухуровневой модели менеджмент отделен от наблюдательного совета. Наблюдательный совет контролирует менеджмент, действуя обособленно, например, одобряя или предварительно согласовывая его решения.

Положения, предложенные в Законопроекте, дадут инвесторам возможность создавать советы директоров согласно лучшей международной практике корпоративного управления.

Состав как отличительная черта

Совет директоров состоит из исполнительных и неисполнительных директоров. На практике, совет директоров включает генерального директора, председателя совета и независимых директоров. Сейчас большинство исполнительных директоров в совете включают только генерального директора, который представляет остальные должностные лица менеджмента компании. Генеральный директор также одновременно может занимать должность председателя совета. Неисполнительные члены – это профессионалы, которые могут быть как независимыми от компании – независимые директоры, так и быть аффилированными с ней, например: бывшие должностные лица компании, аудиторы, собственники.

Международный опыт показывает, что бизнес выбирает советы директоров, в которых большинство составляют независимые директоры. Например, 90 % директоров в советах компаний из списка Fortune 500 – это независимые директоры. Независимые директоры – это обычно бывшие генеральные директоры и должностные лица из других компаний или профессионалы из финансового сектора или сферы юридических услуг, консалтинга.

Больше не значит лучше

Одноуровневые структуры управления в среднем имеют меньше членов, чем двухуровневые. Хотя количество членов в совете и зависит от размера компании, существует консенсус, что оно не должно превышать восьми членов. Законопроект предлагает, чтобы совет директоров акционерного общества включал минимум трех членов, чтобы быть легитимным.

Компании с меньшими советами склонны показывать лучшие результаты, по сравнению с  подобными компаниями, но с большими советами. Меньшие советы директоров создают условия для более качественных личных взаимоотношений между членами, что способствует разрешению конфликтов и ускоряет процесс принятия решений. В свою очередь, неисполнительные директоры легче и быстрее находят понимание с менеджментом.

Ротация власти

Избирать членов совета директоров будет общее собрание акционеров (участников) компании. Законопроект предлагает избирать членов совета на три года, если иное не предусмотрено уставом. Члены также смогут переизбираться неограниченное количество раз. Предложенный срок полномочий членов совета превышает общепринятый стандарт годового мандата. Ежегодное переизбрание членов – это лучшая практика корпоративного управления, потому что она способствует достижению существенных результатов в краткосрочной перспективе.

Законопроект позволяет прекратить полномочия членов совета без созыва общего собрания в случае нарушения директорами обязанностей должностного лица компании («fiduciary duties»), конфликта интересов и на иных основаниях, предусмотренных уставом. Иными основаниями могут быть, например, достижение обязательного пенсионного возраста или предела на количество переизбраний. Такие критерии обеспечат приток свежих идей и экспертизы в компанию.

Почему стоит выбирать одноуровневую структуру управления?

Одноуровневая структура имеет несколько преимуществ, благодаря своему составу, размеру и порядку функционирования.

Несколько факторов благоприятствуют лучшей осведомленности советов директоров. Во-первых, советы директоров, как правило, встречаются чаще, что позволяет постоянно получать обновленные данные о делах компании. Законопроект предусматривает, что члены совета обязательно должны встречаться не менее одного раза в месяц. Во-вторых, более близкие взаимоотношения с менеджментом предоставляют неисполнительным директорам доступ к внутренней информации о бизнесе. Таким образом, членам совета легче оценить информацию и дать менеджменту объективный совет о том, как следует действовать. Наконец, менеджмент,  который будет входить в состав единого совета, не сможет отфильтровать информацию, предоставляемую неисполнительным директорам. Так неисполнительные директоры смогут контролировать менеджмент более объективно, по сравнению с двухуровневыми системами. Наблюдательный совет в двухуровневой модели получает информацию от менеджмента, который может изменить или упустить её перед заседанием совета. Вдобавок, комбинация частых встреч и унитарной структуры способствует лучшему пониманию и вовлеченности неисполнительных директоров в бизнес.

Совету директоров также присуще принимать решения быстрее. Менеджменту и контролирующим его неисполнительным директорам, которые действуют как единый орган, понадобится только один порядок принятия и согласования решения. В отличие от двухуровневой модели, не будет разрыва во времени между принятием решения менеджментом и его согласованием неисполнительными членами совета.

Преимущества двухуровневой структуры управления

Двухуровневая модель имеет свои преимущества. Одна из сильнейших сторон двухуровневой структуры – это независимость наблюдательной функции совета. Члены наблюдательного совета имеют конкретный мандат: предварительный анализ или согласование и мониторинг исполнения решений менеджментом. Для сравнения, полномочия неисполнительных директоров в одноуровневой системе могут быть розмыты. На практике, провести различие между полномочиями членов по управлению и контролю может быть достаточно трудно. В свою очередь, члены наблюдательных советов в двухуровневых системах могут избежать конфликта между одновременным принятием и контролем над исполнением собственного решения, как в одноуровневой системе.

Также менее вероятно, что наблюдательный совет выстроит более близкие отношения с менеджментом, потому что он не встречается с менеджментом постоянно и обычно реже проводит заседания. Поэтому, более вероятно, что наблюдательный совет будет обсуждать вопросы беспристрастно и сможет принять менее предвзятые решения.

Чем больше бизнес, или если компания становится публичной, тем больше выбор может смещаться в сторону двухуровневой системы, из-за более сильного запроса на независимость членов совета. Очень полезными для таких случаев будут положения Законопроекта о праве выбора структуры управления и возможности перехода от одноуровневой к двухуровневой модели и наоборот, после регистрации компании.

Как можно воспользоваться преимуществами новой модели корпоративного управления?

Одноуровневая структура – это возможность выстроить эффективное корпоративное управление, благодаря меньшему размеру совета, его частым заседаниям и более глубокой вовлеченности его членов в бизнес. Одноуровневая структура предлагает упрощенную и менее затратную по времени процедуру принятия решений. В тоже время, одноуровневая система представляет некоторые вызовы, такие как разграничение полномочий членов советов по контролю, их ответственность за принятие решений, независимость неисполнительных от исполнительных директоров.

Однако, большинство проблем одноуровневой структуры могут быть решены. Полномочия и ответственность неисполнительных директоров могут быть четко ограничены в уставе компании, положениях о совете директоров и трудовых или гражданско-правовых контрактах с членами директоров. Независимость от исполнительных директоров может быть обеспечена политиками компании о раскрытии информации и конфликте интересов.

Предложения Законопроекта по введению одноуровневой структуры никоим образом не преуменьшает актуальности двухуровневых моделей. В больших компаниях с множеством разных интересов собственников и кредиторов, наблюдательные советы будут лучшим выбором, из-за значительной независимости членов совета. Таким образом, компании смогут выбирать вначале одноуровневую структуру, а с ростом бизнеса переходить на двухуровневую модель. Для такого случая Законопроект дает право переходить от одной структуры к другой после регистрации компании.

Новые предложения в Законопроекте дадут возможность бизнесу выбирать модель корпоративного управления, которая лучше им подходит в зависимости от размера компании, структуры собственности и требуемого уровня независимого контроля. Новая структура управления и порядок её работы на первый взгляд может показаться сложным, но получив профессиональный совет по корпоративному праву и управлению, собственники бизнеса смогут понять, как работает каждая модель и легко выберут лучшую для своей компании. В GOLAW представлен юрист в сфере корпоративного права в случае возникновения проблем в данной отрасли.

Практики | Сектора

4295

Статьи по теме

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

17 февраля 2022 Публикации

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

Читать
Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практические советы

10 февраля 2022 Публикации

Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практичес...

Читать
Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

08 февраля 2022 Публикации

Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки

Thank you for your trust!

Your request for a consultation has been received, and our experts will be in touch with you shortly.

Go to main page
Thank you for subscribing to our newsletter!

Going forward, you will remain informed about the latest and most significant legislative updates, expert publications, and forthcoming event announcements.

Go to main page