Прививка на бумаге, или что угрожает за фейковые Covid-сертификаты врачам и гражданам

В связи с разгаром пандемии, более жесткими стали карантинные ограничения. В первую очередь они касаются невакцинированных лиц, ведь именно для них невозможным без отрицательного теста стало передвижение по общественному, железнодорожному и авиационному транспорту, посещение многих заведений (ресторанов, гостиниц, ТРЦ и т.п.) и массовых мероприятий.

Нежелание вакцинироваться и введение ограничительных противоэпидемических мер в совокупности привело к появлению новой «разновидности» уголовных правонарушений, связанных с подделкой COVID-сертификатов.

В настоящее время указанные противоправные действия находятся под особым вниманием правоохранительных органов. По данным Нацполиции в Украине открыто более 1000 уголовных производств по подделке документов о COVID-вакцинации, более сотни обвинительных актов отправлены в суд.

О судебной практике привлечения к уголовной ответственности за подделку COVID-сертификатов говорить рано. Реестр судебных решений содержит только несколько приговоров, вынесенных Жовковским районным судом Львовской области. Да и на них ориентироваться не следует, ведь обвиняемые полностью признали свою вину и отделались штрафом в размере 850 грн. В этих случаях речь шла о самостоятельной подделке лицами на компьютере бумажных COVID-сертификатов и использовании их при пересечении границы. В таких случае действия правонарушителей были квалифицированы по ч. 1 ст. 358 УК Украины (подделка официального документа, который дает права или освобождает от обязанностей) и ч. 4 ст. 358 УК Украины (использование заведомо подложного документа).

В целом ответственность за подлог официального документа, к которому относится COVID-сертификат, может достигать штрафа в размере 17 000 грн или ареста до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет.

За использование заведомо подложного сертификата о вакцинации лицо может быть оштрафовано на сумму до 850 грн или арестовано сроком до 6 месяцев, или ограничено свободу до 2 лет.

Уголовный проступок в виде подделки сертификата будет считаться оконченным с момента его изготовления с целью использования или сбыта такого документа. Такое правонарушение, как использование поддельного COVID-сертификата, будет окончено с момента его предъявления, например, во время пересечения границы во избежание обязанности самоизоляции на территории Украины.

То же касается подделки и использования отрицательных тестов на COVID-19.

Выявить такие «самодельные» сертификаты и результаты тестов довольно легко, ведь сейчас они содержат QR-коды, с помощью которых можно проверить действительность указанной в них информации. В связи с этим, популярность приобрели схемы получения сфальсифицированных результатов негативного тестирования на COVID-19 и COVID-сертификатов через медицинские лаборатории и врачей.

Изготовление медицинскими лабораториями поддельных отрицательных результатов тестирования, то есть без фактического забора материалов для исследования, приобрело большую популярность, в частности, в сфере туризма. Так, во избежание риска невыезда заграницу по приобретенному туру в связи с заражением COVID-19, лица заказывают у медицинских лабораторий посредством турагентов негативные результаты тестирования. В таком случае действия работников медицинских лабораторий могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 358 УК Украины и тянуть ответственность в виде штрафа в размере до 34 000 грн или ареста сроком до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет.

Кроме того, уголовные производства по расследованию описанных схем открываются правоохранителями по ст. 325 УК Украины (нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных болезней и массовых отравлений). На наш взгляд, представляется сомнительной возможность привлечения к уголовной ответственности по данной статье из-за необходимости доказывания такой обязательной составляющей объективной стороны преступления, как причинная связь между допущенными нарушениями и следствием в виде реальной угрозы распространения или заражения COVID-19.

Несколько иначе правоохранители квалифицируют действия врачей по изготовлению справок об отсутствии COVID-19 без проведения соответствующих анализов (тестов). Семейный врач был отнесен к должностным лицам. Соответственно, его действия были квалифицированы как составление, выдача должностным лицом заведомо ложных официальных документов (ч. 1 ст. 366 УК Украины). Кроме того, учитывая, что врач получил неправомерную выгоду за составление и выдачу поддельной справки, его действия были также квалифицированы по ч. 1 ст. 368 УК Украины (получение должностным лицом неправомерной выгоды для себя за совершение таким должностным лицом в интересах того, кто предоставляет неправомерную выгоду, любого действия с использованием предоставленного ему служебного положения). На основании соглашения о признании виновности соответствующий приговор был вынесен Павлоградским горрайонным судом Днепропетровской области и назначен врачу наказание по совокупности уголовных правонарушений в виде штрафа в размере 34 000 грн с лишением права заниматься деятельностью, связанной с выдачей справок о наличии/отсутствии антиген SARS-CoV2 сроком на 1 год.

Согласно фабуле дела, описанного в судебном решении, существуют основания сомневаться в допустимости доказательств, собранных в ходе расследования. Это, в частности, связано с признаками провокации врача на совершение правонарушения. При отсутствии признания врачом виновности можно было бы рассчитывать на другой результат рассмотрения дела.

Что касается изготовления врачами COVID-сертификатов без фактической прививки, то оно заключается во внесении врачами, которые имеют соответствующий доступ, ложных сведений в реестр электронной системы здравоохранения, что в дальнейшем позволяет сгенерировать сертификат о вакцинации в приложении «Дия». Такие действия могут быть квалифицированы по ст. 362 УК Украины (несанкционированные действия с информацией, которая обрабатывается в компьютерах, автоматизированных системах, компьютерных сетях или хранится на носителях такой информации, совершенные лицом, которое имеет право доступа к ней), что предусматривает санкцию в виде штрафа до 68 000 грн или исправительных работ сроком до 2 лет. Если такие действия были совершены повторно или по предварительному сговору группой лиц, то правонарушителям грозит лишение свободы сроком до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

Таким образом, уголовное преследование за подделку и использование заведомо сфальсифицированных COVID-сертификатов и результатов ПЦР-тестирования в соответствии с действующим в настоящее время законодательством ведется по статьям 358, 362, 366 (в совокупности со ст. 368) и даже по ст. 325 УК Украины.

Учитывая остроту проблемы, Верховной Радой Украины был принят за основу законопроект об установлении ответственности за подделку документов, которые касаются проведения профилактических прививок ( законопроект 6084 ). Предлагается дополнить Уголовный кодекс Украины отдельной статьей 3213, которая предусматривает ответственность за:

  • использование лицом заведомо подложных документов, подтверждающих проведение профилактических прививок против особо опасных инфекционных болезней – в виде штрафа от 17 000 до 34 000 грн или ограничение свободы на срок до 2 лет;
  • внесение медицинским работником заведомо ложных сведений в соответствующую медицинскую документацию о проведении профилактических прививок против особо опасных инфекционных болезней – в виде штрафа от 34 000 грн до 68 000 грн или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от 1 до 3 лет;
  • изготовление с целью сбыта, сбыт поддельных документов, подтверждающих проведение профилактических прививок против особо опасных инфекционных болезней – в виде штрафа от 85 000 до 170 000 грн или лишением свободы на срок до 3 лет.

Учитывая, что в настоящее время уголовные производства по нарушению в сфере подделки COVID-сертификатов и результатов ПЦР-тестирования открываются по разным статьям Уголовного кодекса Украины, проектом законодатель делает попытку выделить их в одной статье и значительно повысить уровень ответственности. По сути, перечень и признаки действий, влекущих уголовную ответственность в этой сфере, не изменятся.

Кристина Кольчинськая

Кристина Кольчинськая

Советник, адвокат

Практики | Сектора

1971

Статьи по теме

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

17 февраля 2022 Публикации

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

Читать
Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практические советы

10 февраля 2022 Публикации

Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практичес...

Читать
Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

08 февраля 2022 Публикации

Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки

Thank you for your trust!

Your request for a consultation has been received, and our experts will be in touch with you shortly.

Go to main page
Thank you for subscribing to our newsletter!

Going forward, you will remain informed about the latest and most significant legislative updates, expert publications, and forthcoming event announcements.

Go to main page