fbpx

Основные законодательные изменения, или чем еще запомнился 2021 год?

Содержание

  1. Как вы думаете, в Украине работает медиация?
  2. Общество уже привыкло, что судебная реформа в нашей стране стала неким перманентным явлением. Какая ситуация была с судебной реформой в 2021 году?
  3. Какие последствия длительного процесса перезапуска ВРП?
  4. Был ли сдвинут с места процесс формирования состава ВККС Украины?
  5. Какие еще важные, по вашему мнению, изменения произошли в законодательстве в 2021 году?
  6. Вносились ли в этом году в законодательство изменения, связанные с карантином?
  7. Выводы и Ваши прогнозы на следующий год:

Начало работы модулей ЕСИТС, введение в действие закона «О медиации», перезапуск работы Высшего совета правосудия и второй год с карантином. Чем еще запомнится юристам 2021?

Об итогах года, о том, как на нем сказались законодательные изменения, специально для ЗИБ рассказала партнер GOLAW, руководитель практики разрешения судебных споров, адвокат Екатерина Манойленко.

В этом году наконец-то официально заработали три подсистемы Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы: «Электронный кабинет», «Электронный суд» и подсистема видеоконференцсвязи. Запуск ЕСИТС откладывался более 2 лет.

Электронный кабинет (официальный электронный адрес) позволяет пользователям работать со всеми актуальными сервисами ЕСИТС. С помощью электронного кабинета пользователи смогут узнавать информацию о судебном деле, информацию о месте, дате, времени рассмотрения дела и результате его рассмотрения. При этом законодательство отмечает, что адвокаты, нотариусы, частные исполнители, арбитражные управляющие, судебные эксперты, государственные органы, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты государственного и коммунального секторов экономики должны зарегистрировать официальные электронные адреса в ЕСИТС в обязательном порядке.

Электронный суд позволяет участникам судебного процесса, в частности, направлять копии электронных документов другим участникам, оплачивать судебный сбор в режиме онлайн, подавать процессуальные документы в суд, а также получать судебные решения.

Подсистема видеоконференцсвязи позволяет участникам судебного процесса участвовать в судебном заседании в режиме видеоконференции вне помещения суда с помощью собственных технических устройств и своего Электронного кабинета, или в помещении другого суда с помощью технических устройств суда.

Также недавно у судов появилась обязанность прекращения гражданского, хозяйственного и административного производства по делу в случае обращения обеих сторон с ходатайством об прекращении производства по делу в связи с проведением медиации. Такая новелла в процессуальном законодательстве обусловлена вступлением в силу Закона Украины «О медиации».

Как вы думаете, в Украине работает медиация?

Медиация в Украине хоть и не самый популярный способ альтернативного разрешения споров, однако, такая процедура фактически существует и используется в Украине давно. В этом году наконец-то медиация была закреплена на законодательном уровне.

Медиация – это внесудебная добровольная, конфиденциальная, структурированная процедура, во время которой стороны с помощью медиатора пытаются предотвратить возникновение или урегулировать конфликт путем переговоров.

Основные особенности этой процедуры заключаются в том, что для проведения медиации необходимо взаимное согласие всех сторон спора. Медиация невозможна при отсутствии волеизъявления всех участников конфликта и не может затрагивать права и интересы третьих лиц. Важной особенностью является добровольность, которая наделяет каждую из сторон возможностью в любой момент прекратить медиацию и обратиться в суд по разрешению спора. Участие в процедуре независимого и беспристрастного медиатора также играет не последнюю роль в процессе медиации. Интересно и то, что медиатор не может давать никаких рекомендаций или консультаций по существу спора, а стороны самостоятельно принимают решения по урегулированию конфликта.

При этом на медиацию не распространяются основы гласности, как во время судебного разбирательства. Процедура является конфиденциальной и непубличной.

Общество уже привыкло, что судебная реформа в нашей стране стала неким перманентным явлением. Какая ситуация была с судебной реформой в 2021 году?

Наибольшие изменения сейчас коснулись Высшего совета правосудия, который переживает процесс перезапуска и формирования нового состава. С этой целью новая редакция Закона Украины «О Высшем совете правосудия» предусмотрела создание Этического совета. Этический совет должен осуществлять проверку кандидатов на должности членов ВРП по критериям профессиональной этики и добродетели, а также проводить одноразовые проверки на соответствие этим критериям членов действующего состава ВРП.

Первый состав Этического совета при Высшем совете правосудия уже сформирован. В него вошли три человека из числа судей, предложенных Советом судей Украины и три международных эксперта, делегированные международными организациями, которые оказывают Украине помощь в сфере судебной реформы и противодействия коррупции. В начале декабря уже даже состоялось первое заседание Этического совета, в ходе которого были утверждены два первых раздела регламента работы Этического совета и избрано руководство. Ожидается, что оценивание кандидатов на должности и действующих членов Высшего совета правосудия на соответствие критериям профессиональной этики и добродетели начнется в ближайшее время. Однако это совсем не означает, что обновленный состав ВРП сформируется быстро.

Какие последствия длительного процесса перезапуска ВРП?

ВРП – один из мощнейших элементов судебной системы Украины. От ее работы зависит деятельность других органов. Так, например, Высший совет правосудия уполномочен назначать 16 членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины, которые, в свою очередь, занимаются отбором судей. Кстати, более двух тысяч судейских должностей уже почти два года вакантны. И эта цифра с каждым днем ​​растет, поскольку судьи уходят в отставку, увольняются. Однако заполнить сейчас вакантные должности соответствующими кандидатами невозможно из-за несформированного в течение последних двух лет ВККС Украины. Все это приводит к чрезвычайной перегрузке судей и судебной системе в целом и, как следствие, ограничению доступа граждан к правосудию.

Кроме того, не следует забывать, что ВРП сейчас не рассматривает дисциплинарные жалобы в связи со вступлением в силу Закона Украины № 1635-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины о порядке избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия и деятельности дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия» от 14 июля 2021 года.

То есть складывается ситуация, когда жалобы просто скапливаются, но производство по ним не осуществляется.

Был ли сдвинут с места процесс формирования состава ВККС Украины?

В этом году уже назначен первый состав конкурсной комиссии, которая будет избирать членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины. В состав конкурсной комиссии вошли три человека из числа международных экспертов, предложенных международными и иностранными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции и три человека из числа украинских судей.

Безусловно, юридическое сообщество ожидает скорейшего возобновления работы ВККС Украины, поскольку формирование состава Комиссии позволит стабилизировать работу судебной системы и снять чрезмерную нагрузку с судей.

Какие еще важные, по вашему мнению, изменения произошли в законодательстве в 2021 году?

Уходящий год принес серьезные законодательные изменения, остановлюсь на нескольких самых ярких.

Очень бурную реакцию вызвал закон, которым введена обязательная реструктуризация ипотечных кредитов физических лиц в иностранной валюте, задолженность по которым возникла до 1 января 2014 года и существует до сих пор.

Сущность реструктуризации фактически заключается в уменьшении суммы задолженности путем ее перерасчета в национальную валюту по сниженному курсу. При этом основанием для проведения реструктуризации является соответствующее заявление должника.

Также, после 19 лет моратория в этом году была проведена земельная реформа. Прежде всего, снят мораторий на продажу сельскохозяйственной земли. Уже с этого лета граждане Украины свободно покупают сельскохозяйственные земельные участки, но не более 100 гектаров в одни руки. Расчет за такую землю производится исключительно в безналичной форме и с проверкой происхождения средств.

В настоящее время с целью исключения коррупционных рисков продажа несельскохозяйственных земельных участков государственной или коммунальной собственности и приобретения прав пользования ими, например, права аренды, осуществляются на конкурентных началах (на земельных торгах) в форме электронного аукциона. В то же время продажа земельных участков, находящихся в частной собственности, и передача их в пользование могут осуществляться на земельных торгах исключительно по инициативе собственников земли.

В настоящее время в процессе реализации находятся следующие ключевые задачи земельной реформы:

  • передача земель сельскохозяйственного назначения из государственной в коммунальную собственность территориальных общин;
  • переход полномочий по управлению землями на локальный уровень;
  • инвентаризация земель, их оцифровка, внесение сведений о них в Государственный земельный кадастр;
  • упрощение процедур оформления земельных участков;
  • обеспечение публичности информации о земле и ресурсах;
  • разработка программ финансирования для поддержки малых и средних фермеров;
  • противодействие рейдерству и т.д.

Кроме того, в этом году в Украине начал действовать закон, позволяющий физическим лицам легализовать свои активы (недвижимость, валюту, ценные бумаги и т.п.), полученные за счет теневых (необлагаемых) доходов. Государство гарантирует освобождение от ответственности за уклонение от уплаты налогов по закону. Однако к лицам, получившим активы преступным путем, освобождение от ответственности не применяется.

Соответствующее декларирование является добровольным, одноразовым и может быть осуществлено только в отношении активов, полученных до 01 января 2021 года. Предлагаемые законом ставки налогообложения значительно ниже, чем предусмотренные действующим налоговым законодательством. Так, например, по активам, размещенным в Украине и в украинских банках, установлена ставка 5%, а размещенных за рубежом – 9%. Наименьшая ставка в 2,5% касается тех, кто имеет облигации внутреннего государственного займа, приобретенные в период с 01 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года.

В 2021 году в национальном законодательстве также были предприняты важные шаги, направленные на введение режима paperless, а именно введены электронные больничные, электронные трудовые книжки и урегулирована процедура предоставления электронных публичных услуг.

Кроме того, впервые на законодательном уровне урегулирована коллекторская деятельность. Это обусловлено прежде всего тем, что отсутствие правовых границ деятельности коллекторов и контроля за их деятельностью часто позволяло им использовать неправомерные, нецивилизованные методы возврата долгов.

Законодательство ввело четкие правила поведения как для кредиторов, так и для коллекторов при урегулировании проблемной задолженности. Обязательным условием осуществления коллекторской деятельности является включение в реестр коллекторских компаний, который ведет Национальный банк Украины.

Вносились ли в этом году в законодательство изменения, связанные с карантином?

Конечно, карантин внес свои коррективы почти во все сферы нашего настоящего. К примеру, во время карантина, особенно во время локдауна, многие работники столкнулись с необходимостью работать дистанционно, однако такая возможность не была закреплена на законодательном уровне.

В связи с этим, впервые за всю историю трудового законодательства Украины в действующий Кодекс законов о труде внесены понятия «дистанционная работа» и «надомная работа». Также на законодательном уровне урегулирован гибкий режим рабочего времени. Важно и то, что во время действия карантина работодатель имеет право в одностороннем порядке установить обязательный для работников режим дистанционной или надомной работы.

Выводы и Ваши прогнозы на следующий год:

Как видим, 2021 год оказался удивительно щедрым на законодательные изменения, и некоторые вопросы наконец были урегулированы на должном уровне. Это, конечно, хорошо. Что касается судебной реформы, то я, как адвокат, почти каждый день защищающий интересы клиентов в украинских судах, очень надеюсь, что настанет то время, когда бесконечное реформирование судебной системы наконец-то завершится. Когда независимые украинские судьи смогут выполнять свои полномочия в независимых украинских судах, создавая такое судопроизводство, которое будет максимально гарантировать право каждого лица на судебную защиту.

Екатерина Манойленко

Екатерина Манойленко

Партнер, руководитель практики разрешения судебных споров, адвокат

  • Признания и достижения
  • The Legal 500 EMEA 2021
  • Best Lawyers in Ukraine 2022
  • Who's Who Legal 2020
  • Ukrainian Law firms. A Handbook for Foreign Clients 2021
  • 50 ведущих юридических фирм Украины 2020
203

Статьи по теме

Налогообложение операций с ценными бумагами для физических лиц

28 января 2022 Публикации

Налогообложение операций с ценными бумагами для физических лиц

Читать
Процедура банкротства: последние изменения в связи с карантином

24 января 2022 Публикации

Процедура банкротства: последние изменения в связи с карантином

Читать
Электронные доказательства: инструкция по использованию

18 января 2022 Публикации

Электронные доказательства: инструкция по использованию

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки