fbpx

Игра на опережение или чего ожидать от налоговой проверки

Определение возможных рисков является непременной составляющей бизнеса. А значит вопрос ответственности, к которой можно быть привлеченным по результатам налоговой проверки, не теряет актуальность. Особенно, учитывая, что с февраля 2021, органы Государственной налоговой службы возобновили плановые и отдельные внеплановые проверки на основании постановления правительства.

В 2020-2021 году в Налоговый кодекс были внесены многочисленные изменения относительно ответственности налогоплательщиков. Итак, как будет определяться размер штрафа за нарушения, которые имели место в прошлых налоговых периодах, с учетом последних изменений?

Вариант 1. Размер штрафа уменьшено

Пример: в марте 2019 предприятие приобрело товары общей стоимостью 300 000 грн, из которых 50 000 грн НДС и сформировало налоговый кредит. В мае 2019 предприятие начало использовать эти товары в операциях, не являющихся его хозяйственной деятельностью. С учетом этого, предприятием было составлен налоговую накладную за «компенсирующими» обязательствами, однако нарушено срок регистрации этой налоговой накладной на 20 календарных дней.

К 23.05.2020 за просрочку регистрации такой налоговой накладной предприятию мог быть начислен штраф в размере 20% от суммы НДС, то есть 10 000 грн.

Сейчас штраф за такое нарушение составляет 2% от объема поставок (без НДС), но не более 1 020 грн.

В данном случае, если по результатам проверки в 2021 году будет обнаружено такое налоговое правонарушение, на предприятие может быть наложен штраф именно в размере 1 020 грн.

Другой пример: по результатам проверки в 2021 году контролирующим органом было установлено занижение суммы НДС в 2019 году на сумму 100 000 грн, в результате ошибок, допущенных в налоговых накладных.

К 01.01.2021, кроме суммы определенных налоговых обязательств по НДС, предприятию мог быть начислен штраф в размере 25% от суммы определенных налоговым органом обязательств, то есть 25 000 грн.

Сейчас штраф за такое нарушение составляет 10% от суммы определенных обязательств, то есть 10 000 грн.

В этом случае, по результатам проверки контролирующим органом будет определена сумма налоговых обязательств по НДС, подлежащих уплате предприятием, и может быть начислен штраф именно в размере 10% – 10 000 грн.

На чем основываются такие выводы?

1) Конституцией Украины определено, что законы не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Данная норма Конституции Украины неоднократно толковалась Конституционным Судом. В частности, в решении от 09.02.1999 № 1-рп/1999 суд пришел к выводу, что эти положения Конституции Украины об обратном действии во времени законов в случаях, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, касаются физических лиц и не распространяются на юридических лиц. Но это не значит, что этот конституционный принцип не может распространяться на ответственность юридических лиц. Однако предоставление обратного действия во времени таким нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе.

2) Прямая норма «Переходных положений» Налогового кодекса: штрафы по результатам проверок, осуществляемых контролирующими органами, применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений о применении таких штрафов.

3) Выводы ГНС, изложенные в Обобщающих налоговых консультаций от 06.07.2012 № 592 и от 22.11.2012 № 1046: «Если налоговым законодательством, действующим до 01.01.2011, событие, факт определялись как правонарушение, за совершение которого применялась юридическая ответственность, и в новом законодательном акте это же событие, факт определяются как правонарушение, за совершение которого также применяется юридическая ответственность, то применяется ответственность, которая действует на момент ее применения».

Вариант 2. Размер штрафа увеличен

Пример: в течение 2018 предприятие допустило ошибку в налоговой отчетности о суммах доходов, выплаченных в пользу физического лица, и суммы удержанного с них налога.

К 23.05.2020 за такое нарушение, предприятию, в том числе, мог быть начислен штраф в размере 510 грн.

Сейчас штраф за такое нарушение составляет 1 020 грн.

В данном случае, если по результатам проверки в 2021 году будет обнаружено такое налоговое правонарушение, на предприятие контролирующим органом может быть наложен штраф именно в размере 1 020 грн.

Конечно, с такой позицией возможно не согласиться, ссылаясь на общие правовые принципы и нормы Конституции Украины, особенно, если к ответственности будет привлекаться физическое лицо. Однако, на чем основывается такой вывод?

1) Как указано выше, есть прямая норма «Переходных положений» Налогового кодекса: штрафы по результатам проверок, осуществляемых контролирующими органами, применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений о применении таких штрафов.

2) К сожалению, в подобных спорах Верховный Суд пока занимал позицию в пользу налоговых органов (дела № 815/2219/16, № 823/382/16, № 809/818/17 и другие): «меры ответственности, которые подлежат применению за совершение налогоплательщиками нарушения, должны определяться согласно нормативно-правовым актам, действующими на момент возникновения соответствующих правоотношений»; «Основания не применять положения…«Переходные положения» Налогового кодекса Украины, которые не признаны неконституционными и действовали на момент принятия обжалуемого налогового уведомления-решения, отсутствуют».

Следует отметить, что подавляющее большинство фиксированных штрафов еще в 2020 году было увеличено вдвое.

Вариант 3. Установлена ​​ответственность за действия, которые ранее не имели следствием привлечения к ответственности

Пример: в 2019 году предприятием был нарушен срок регистрации налоговой накладной, составленной по операции поставки программной продукции, которая освобождается от налогообложения НДС.

К 23.05.2020 за просрочку регистрации такой налоговой накладной не было установлено ответственности.

Сейчас штраф за такое нарушение составляет 2% от объема поставок (без НДС), но не более 1 020 грн.

В данном случае, если по результатам проверки в 2021 году будет обнаружено такое налоговое правонарушение, на предприятие не может были наложен штраф.

Другой пример: по результатам проверки в 2021 году контролирующий орган пришел к выводу, что в 2018 году предприятие безосновательно сформировало налоговый кредит, а значит занизило сумму налоговых обязательств по НДС в размере 100 000 грн.

К 01.01.2021, кроме суммы определенных налоговых обязательств по НДС предприятию мог быть начислен штраф в размере 25% от суммы, определенных налоговым органом обязательств, то есть 25 000 грн.

Сейчас штраф за такое нарушение также составляет 25% от суммы определенных обязательств, но при условии, что контролирующий орган докажет, что в действиях предприятия есть умысел и вина.

В этом случае, по результатам проверки контролирующим органом будет определена сумма налоговых обязательств по НДС, подлежащая уплате предприятием и может быть начислен штраф в размере 25% – 25 000 грн, только при условии, что контролирующий орган докажет, что предприятие:

  • (и) действовало глупо, недобросовестно и без должной осмотрительности (то есть было виновным) и
  • (ии) притворно, целенаправленно создало условия, которые имели цель лишь занизить налоговые обязательства по НДС путем безосновательного формирования налогового кредита (то есть действовало умышленно).

На чем основываются такие выводы?

1) Вышеупомянутые «Переходные положения» Налогового кодекса касаются только размера ответственности, а не квалификации поведения лица;

2) Выводы ГНС, изложенные в Обобщающей налоговой консультации от 06.07.2012 № 592: «Если событие, факт не квалифицировались как правонарушение налоговым законодательством, действующим до 01.01.2011, а в новом законодательном акте это же событие, факт определяются как правонарушение, за совершение которого предусмотрено применение юридической ответственности, то в таком случае юридическая ответственность не применяется».

3) Правовые позиции Верховного Суда в подобных спорах в пользу налогоплательщиков (дела № 809/818/17, № 640/19757/19, № 826/15026/17, № 814/2412/17 и другие):

– по несвоевременной регистрации налоговых накладных: «Пункт 120-1.2 ст. 120-1 НК Украины (в редакции, действующей по состоянию на декабрь 2015 года и декабрь 2016) определял … Анализ вышеприведенной правовой нормы дает основания для вывода, что в проверяемый период, ответственность за невнесение в ЕРНН налоговой накладной в течение установленного законом срока с дать ее составления наступала по налоговой накладной, подлежащей предоставлению покупателю-плательщику НДС.

Зато, как правильно указал суд апелляционной инстанции, Управление … на время осуществления спорных хозяйственных операций не было плательщиком НДС, …

Относительно ссылок налоговой на … «Переходные положения» НК Украины, согласно которым штрафные (финансовые) санкции (штрафы) по результатам проверок применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений о применении таких штрафных (финансовых) санкций, коллегия судей соглашается с выводами апелляционного суда о безосновательности применения указанной правовой нормы к спорным правоотношениям, поскольку действующее на момент возникновения спорных правоотношений налоговое законодательство не определяло несвоевременную регистрацию налоговой накладной, выписанной на неплательщика НДС, как налоговое правонарушение, которое также согласуется с положениями статьи 58 Конституции Украины».

– касательно отчета о контролируемых операции: «…,правомерность или неправомерность поведения лица, в частности соблюдения им норм налогового законодательства, следует определять с применением законодательства, действующим на момент совершения соответствующих действий или бездействия такого лица. …..

Учитывая, что ответственность налогоплательщиков в виде штрафных санкций за непредставление отчета о контролируемых операциях (уточняющего отчета) по истечении 30 календарных дней, следующих за последним днем ​​предельного срока уплаты штрафа (штрафов), установлена ​​лишь с 01.01.2017 года, поэтому истец не может нести ответственность за деяние, которое было совершено в 2015, 2016 годах, поскольку в то время такое деяние не признавалось законом как правонарушение».

4) нормы Налогового кодекса, согласно которым: (и) деяния считаются совершенными умышленно, если существуют доказанные контролирующим органом обстоятельства, свидетельствующие, что налогоплательщик притворно, целенаправленно создал условия, которые не могут иметь другой цели, кроме как неисполнение или ненадлежащее исполнение требований налогового законодательства; (ии) в случаях, определенных п.123.2 ст.123 НК Украины, необходимым условием для наложения на лицо штрафа является установление контролирующими органами вины лица.

Елена Сулима

Елена Сулима

Старший юрист, адвокат

432

Статьи по теме

Ключевые позиции верховного суда касательно защиты прав потребителей банковских услуг

16 сентября 2021 Публикации

Ключевые позиции верховного суда касательно защиты прав потребителей банковских ...

Читать
Судебное дело канадского инвестора может создать в Украине опасный прецедент: позиция адвокатов GOLAW

16 сентября 2021 Публикации

Судебное дело канадского инвестора может создать в Украине опасный прецедент: по...

Читать
Суд присяжных в Украине: работает ли судебное народовластие?

06 сентября 2021 Публикации

Суд присяжных в Украине: работает ли судебное народовластие?

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки