Механизмы предотвращения нарушений конкурентного законодательства
Содержание
Достигая в своей хозяйственной деятельности конкурентных преимуществ относительно других участников рынка, внимание компании также должно быть сосредоточено и на тенденциях, которые регулируют конкурентные отношения. Нередко компании оказываются в неопределенном положении из-за действий органов власти, изменений законодательства или действий других представителей бизнеса, которые ставят в зависимость от своих решений хозяйственную деятельность компании.
В свою очередь, Антимонопольный комитет Украины (далее – АМКУ), как орган власти, ответственный за конкурентную политику государства, наделен полномочиями привлечения к ответственности за нарушения, негативно влияющие на экономическую среду страны. Однако законодательством предусмотрен и другой способ реагирования, направленный на достижение субъектами позитивных аспектов в конкуренции. Таким инструментом является адвокатирование экономической конкуренции. Антимонопольный комитет активно использует в своей деятельности предоставление рекомендаций, предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты, а также освещает свою деятельность в СМИ.
Механизмы выявления и предотвращения нарушений со стороны АМКУ
На сегодняшний день основную работу в вопросе адвокатирования в различных сферах экономики страны АМКУ проводит после обращениям со стороны отдельных компаний или потребителей, которые могут испытывать негативное влияние. В АМКУ не существует конкретного механизма самостоятельного выявления подобных ситуаций на разных рынках. Частично это обусловлено самой возможностью предусмотреть нарушение конкурентного законодательства, поскольку в различных сферах экономики нередко происходят изменения, касающиеся как законодательства, так и поведения участников рынков. Отдельно следует отметить участие органов власти, которые также зачастую мешают взаимопониманию между бизнесом, потребителями и государством.
Вопросы выявления и предотвращения подобных нарушений конкурентного законодательства возможны с помощью активности не только органов АМКУ, но и других органов власти и бизнеса в целом.
Именно небезразличие хозяйствующих субъектов и бизнес-ассоциаций в выстраивании прозрачных и понятных отношений помогает сформировать благоприятную среду для бизнеса и экономики государства.
Процедура получения заключений АМКУ касательно запланированных действий
Во избежание и предотвращение возможных нарушений конкурентного законодательства представители бизнеса могут использовать такой инструмент, как обращение в органы Комитета за выводами в форме рекомендательных разъяснений относительно согласованных действий.
Такие выводы предоставляются для оценки рисков нарушения законодательства в виде антиконкурентных согласованных действий или злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке еще до заключения соглашения или проявлений поведения со стороны участников рынка, которое могут быть признаны незаконным. Выводы в форме рекомендательных разъяснений могут предоставляться в отношении рекламных материалов и обозначений продукции касательно недопущения распространения информации, которая может вводить в заблуждение. Также статьей 29 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» предусмотрена возможность получения субъектами хозяйствования предварительных выводов относительно согласованных действий, концентрации.
Письменное заявление на получение выводов
Для получения выводов в форме рекомендательных разъяснений относительно согласованных действий субъекту хозяйствования необходимо обратиться в Антимонопольный комитет Украины с письменным заявлением. В заявлении необходимо указать: название органа, информацию о субъекте хозяйствования, что обращается с заявлением, содержание согласованных действий, перечень документов и сведений, которыми обосновываются изложенные обстоятельства. Заявление подписывается полномочным должностным лицом заявителя или его представителем, или заявителем — физическим лицом, или его представителем.
Обращаем внимание, что выводы в форме рекомендательных разъяснений предоставляются исключительно на основании изложенной в заявлении информации и прилагаемых к ней подтверждающих документов. АМКУ не наделен полномочиями проводить дополнительные исследования или привлекать третьих лиц при рассмотрении указанного заявления. В случае, если согласованные действия касаются статей 6, 10 или 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», целесообразным будет предоставить информацию о рынке, на котором предприятие осуществляет свою деятельность, положение на этом рынке, информацию о товаре или услуге, что реализуется.
Сбор за подачу заявления
К заявлению также прилагается оригинал документа, подтверждающего уплату сбора за подачу заявления. Законом Украины «О защите экономической конкуренции» установлена плата за подачу заявления о предоставлении выводов в соответствии со статьей 14, статьей 29 Закона, в размере 320 необлагаемых минимумов доходов граждан. В случае отсутствия документа, подтверждающего уплату сбора, АМКУ оставляет заявление без движения и сообщает об этом в письменном виде заявителю.
Выводы АМКУ относительно наличия или отсутствия признаков нарушения законодательства
По результатам рассмотрения заявления, АМКУ делает вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Также Комитетом может указываться на недостаточность информации, изложенной в заявлении, для однозначного предоставления вывода о наличии или отсутствии в действиях субъекта хозяйствования признаков нарушения. Такой вывод предоставляется в случае отсутствия информации, подтверждающей полноту, точность и правдивость соответствующих сведений или информации, позволяющей сделать вывод о возможном влиянии соответствующих сведений на намерения потребителей относительно приобретения или реализации определенных товаров, работ, услуг субъекта хозяйствования (в частности, качественные характеристики, ценовые показатели и т.п.). В случае предоставления Комитетом вывода о недостаточности информации для предоставления однозначного вывода о наличии или отсутствии признаков нарушения конкурентного законодательства, предприятие не лишено возможности повторно обратиться в АМКУ с заявлением.
Павел Логинов
Партнер, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права, адвокат
- Контакты
- Ул. Князей Острожских 31/33, Бизнес-центр "Зоряный" Киев, Украина, 01010
- p.loginov@golaw.ua
- +38 044 581 1220
Статьи по теме
17 февраля 2022 Публикации
Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity
10 февраля 2022 Публикации
Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практичес...
08 февраля 2022 Публикации
Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ
Подпишитесь, чтобы знать больше
Информация мотивирует к новым свершениям. Подпишитесь, не упускайте обзоры законодательства и новости от GOLAW
Услуги
-
- Антимонопольное и конкурентное право
- Банковское и финансовое право
- Взаимодействие с государственными органами (GR)
- Восстановление платежеспособности и банкротство
- Энергетика и природные ресурсы
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- Защита в антикоррупционной сфере
- Интеллектуальная собственность
- Корпоративное право и M&A
- Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками
- Международная торговля
- Недвижимость и строительство
- Налоговое и таможенное право
- Реструктуризация и урегулирования задолженности
- Разрешение судебных споров
- Трудовое право
- Услуги для владельцев бизнеса и частных клиентов
- Право военного времени
- Уголовное право
- Юридическое сопровождение бизнеса и частных клиентов в Германии
-
- Авиация
- Агробизнес
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- ІТ, Информационные технологии и искусственный интеллект
- Здравоохранение и фармацевтика
- Медиа, развлечения, спорт и гемблинг
- Производство и промышленность
- Розничная торговля, FMCG и электронная коммерция
- Недвижимость и строительство
- Транспорт и логистика
- Химическая промышленность
- Финансовые учреждения
Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies
Настройки cookie