Механизмы предотвращения нарушений конкурентного законодательства

Содержание

  1. Механизмы выявления и предотвращения нарушений со стороны АМКУ
  2. Процедура получения заключений АМКУ касательно запланированных действий
  3. Письменное заявление на получение выводов
  4. Сбор за подачу заявления
  5. Выводы АМКУ относительно наличия или отсутствия признаков нарушения законодательства

Достигая в своей хозяйственной деятельности конкурентных преимуществ относительно других участников рынка, внимание компании также должно быть сосредоточено и на тенденциях, которые регулируют конкурентные отношения. Нередко компании оказываются в неопределенном положении из-за действий органов власти, изменений законодательства или действий других представителей бизнеса, которые ставят в зависимость от своих решений хозяйственную деятельность компании.

В свою очередь, Антимонопольный комитет Украины (далее – АМКУ), как орган власти, ответственный за конкурентную политику государства, наделен полномочиями привлечения к ответственности за нарушения, негативно влияющие на экономическую среду страны. Однако законодательством предусмотрен и другой способ реагирования, направленный на достижение субъектами позитивных аспектов в конкуренции. Таким инструментом является адвокатирование экономической конкуренции. Антимонопольный комитет активно использует в своей деятельности предоставление рекомендаций, предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты, а также освещает свою деятельность в СМИ.

Механизмы выявления и предотвращения нарушений со стороны АМКУ

На сегодняшний день основную работу  в вопросе  адвокатирования в различных сферах экономики страны АМКУ проводит после обращениям со стороны отдельных компаний или потребителей, которые могут испытывать негативное влияние. В АМКУ не существует конкретного механизма самостоятельного выявления подобных ситуаций на разных рынках. Частично это обусловлено самой возможностью предусмотреть нарушение конкурентного законодательства, поскольку в различных сферах экономики нередко происходят изменения, касающиеся как законодательства, так и поведения участников рынков. Отдельно следует отметить участие органов власти, которые также зачастую мешают взаимопониманию между бизнесом, потребителями и государством.

Вопросы выявления и предотвращения подобных нарушений конкурентного законодательства возможны с помощью активности не только органов АМКУ, но и других органов власти и бизнеса в целом.

Именно небезразличие хозяйствующих субъектов и бизнес-ассоциаций в выстраивании прозрачных и понятных отношений помогает сформировать благоприятную среду для бизнеса и экономики государства.

Процедура получения заключений АМКУ касательно запланированных действий

Во избежание и предотвращение возможных нарушений конкурентного законодательства представители бизнеса могут использовать такой инструмент, как обращение в органы Комитета за выводами в форме рекомендательных разъяснений относительно согласованных действий.

Такие выводы предоставляются для оценки рисков нарушения законодательства в виде антиконкурентных согласованных действий или злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке еще до заключения соглашения или проявлений поведения со стороны участников рынка, которое могут быть признаны незаконным. Выводы в форме рекомендательных разъяснений могут предоставляться в отношении рекламных материалов и обозначений продукции касательно недопущения распространения информации, которая может вводить в заблуждение. Также статьей 29 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» предусмотрена возможность получения субъектами хозяйствования предварительных выводов относительно согласованных действий, концентрации.

Письменное заявление на получение выводов

Для получения выводов в форме рекомендательных разъяснений относительно согласованных действий субъекту хозяйствования необходимо обратиться в Антимонопольный комитет Украины с письменным заявлением. В заявлении необходимо указать: название органа, информацию о субъекте хозяйствования, что обращается с заявлением, содержание согласованных действий, перечень документов и сведений, которыми обосновываются изложенные обстоятельства. Заявление подписывается полномочным должностным лицом заявителя или его представителем, или заявителем — физическим лицом, или его представителем.

Обращаем внимание, что выводы в форме рекомендательных разъяснений предоставляются исключительно на основании изложенной в заявлении информации и прилагаемых к ней подтверждающих документов. АМКУ не наделен полномочиями проводить дополнительные исследования или привлекать третьих лиц при рассмотрении указанного заявления. В случае, если согласованные действия касаются статей 6, 10 или 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», целесообразным будет предоставить информацию о рынке, на котором предприятие осуществляет свою деятельность, положение на этом рынке, информацию о товаре или услуге, что реализуется.

Сбор за подачу заявления

К заявлению также прилагается оригинал документа, подтверждающего уплату сбора за подачу заявления. Законом Украины «О защите экономической конкуренции» установлена ​​плата за подачу заявления о предоставлении выводов в соответствии со статьей 14, статьей 29 Закона, в размере 320 необлагаемых минимумов доходов граждан. В случае отсутствия документа, подтверждающего уплату сбора, АМКУ оставляет заявление без движения и сообщает об этом в письменном виде заявителю.

Выводы АМКУ относительно наличия или отсутствия признаков нарушения законодательства

По результатам рассмотрения заявления, АМКУ делает вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Также Комитетом может указываться на недостаточность информации, изложенной в заявлении, для однозначного предоставления вывода о наличии или отсутствии в действиях субъекта хозяйствования признаков нарушения. Такой вывод предоставляется в случае отсутствия информации, подтверждающей полноту, точность и правдивость соответствующих сведений или информации, позволяющей сделать вывод о возможном влиянии соответствующих сведений на намерения потребителей относительно приобретения или реализации определенных товаров, работ, услуг субъекта хозяйствования (в частности, качественные характеристики, ценовые показатели и т.п.). В случае предоставления Комитетом вывода о недостаточности информации для предоставления однозначного вывода о наличии или отсутствии признаков нарушения конкурентного законодательства, предприятие не лишено возможности повторно обратиться в АМКУ с заявлением.

Павел Логинов

Павел Логинов

Партнер, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права, адвокат

601

Статьи по теме

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

17 февраля 2022 Публикации

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

Читать
Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практические советы

10 февраля 2022 Публикации

Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практичес...

Читать
Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

08 февраля 2022 Публикации

Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки