fbpx

Что нужно знать о финансовом мониторинге?

Согласно результатам исследования международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International в 2019 году, Украина находится на 126 месте из 180 стран в рейтинге, набрав 30 баллов из 100 возможных.

Такой показатель связан с высокими рисками отмывания средств из-за незаконной экономической и коррупционной деятельности, которая реализуется через мошенничество, уклонение от уплаты налогов и ведение фиктивного предпринимательства.

Принятие Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» № 361-IX» (далее — Закон) в декабре 2019 года является попыткой снизить оборот незаконных средств, внедрить мониторинг незаконного бизнеса в стране.

Положения Закона о финансовом мониторинге вызвали вопросы не только у тех, кто занимается бизнесом и ежедневно проводит крупные финансовые операции, но и у тех, кто ежедневно проводит финансовые операции бытового уровня. Так, граждане нашей страны стали задаваться вопросом: оплата коммунальных услуг, налогов, штрафов, получение заработной платы, покупка / продажа недвижимости – какие из этих операций подлежат мониторингу?

Зачем нужен финансовый мониторинг?

Часто задаваемый вопрос — что такое финансовый мониторинг в целом? Зачем банку, нотариусу, адвокату, бухгалтеру, представителю игорного бизнеса, лотереи, казино или иным субъектам предоставлять личные данные, информацию о финансовых делах и подтверждать легальность источника доходов?

Финансовый мониторинг — это проверка, контроль операций, которые осуществляет лицо, обращаясь за предоставлением определенных финансовых услуг в различных сферах к определенным субъектам.

Повышенное внимание к финансовым операциям и осуществление мониторинга связано с ростом случаев террористических актов в мире, распространением оружия массового уничтожения и учащением операций по отмыванию финансовых средств, заработанных незаконным путем преступными субъектами.

Международное сообщество решило наладить мониторинг и ввести определенные ограничения/ проверки финансовых операций граждан всех стран с разным уровнем доходов (и контролировать источник этих доходов в том числе). Сегодня существует множество международных организаций, которые принимают документы обязательного характера для стран-членов. Самой влиятельной международной организацией в сфере подобного мониторинга является Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием доходов и финансированием терроризма (FATF). Стандарты, разработанные организацией, должны внедряться во внутреннее законодательство стран, стремящихся наладить мониторинг финансовых операций/источников доходов граждан и иметь положительный имидж на международной арене.

Процедура мониторинга субъектами

Если раньше финансовый мониторинг операций клиентов осуществляли в основном банки, то сейчас перечень субъектов, которые должны осуществлять мониторинг клиентов, расширили.

Теперь устанавливать личность клиента и осуществлять мониторинг происхождения доходов, задействованных в проведении операций, должны аудиторы, адвокаты, нотариусы, бухгалтеры, риелторы и другие субъекты, определенные Законом.

Так, мониторинг будет осуществляться этими субъектами во время оказания услуг купли-продажи недвижимости, управления имуществом при финансировании строительства жилья, купли-продажи субъектов хозяйствования и корпоративных прав, управления средствами и ценными бумагами клиента, процедур по открытию и управлению банковским счетом / счетами в ценных бумагах.

Мониторинг действует и при привлечении средств, необходимых для создания юридических лиц и фондов, обеспечения их деятельности/ управления ими, создании, обеспечении деятельности/ управлении трастами или другими подобными правовыми образованиями.

Нужно быть готовым к бумажной работе, проверке документов субъектами, вопросам различного характера и, как следствие — более длительному сроку выполнения финансового запроса. Если такие субъекты не выполнят требования законодательства по финансовому мониторингу, и это подтвердит проверка, они (адвокаты, нотариусы и т.д.) вынуждены будут заплатить большую сумму штрафа за проведение фактически незаконной операции.

Какие операции не будут контролировать

На первый взгляд, положения Закона о мониторинге кажутся сплошным контролем всех финансовых операций граждан.

Однако не стоит беспокоиться о новых правилах осуществления финансового мониторинга и проверках субъектами, если Вы проводите так называемые не рисковые банковские операции:

  • снимаете наличные с собственного счета (но банк имеет право взять расписку, на что Вы планируете потратить собственные финансовые доходы);
  • платите кредит в сумме до 30 000 гривен;
  • переводите финансовые средства с целью уплаты налогов, платежей, сборов на пенсионное и социальное страхование, штрафов, коммунальных услуг (независимо от суммы);
  • оплачиваете товары / работы / услуги (при наличии договора о поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг, предоставлении кредита);
  • проводите наличные переводы в пределах Украины на сумму до 5 000 грн (если сумма больше, необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, или использовать банковскую карточку для идентификации);
  • Вы являетесь пенсионером, студентом, обычным гражданином и получаете просто заработную плату / стипендию / пенсию на банковскую карточку, открытые в банках для этих выплат;
  • осуществляете предпринимательскую деятельность в финансовых объемах, указанных на момент открытия счетов;
  • проводите операцию безналичного перевода с карты на карту / со счета на счет (Вы и получатель финансовых средств уже идентифицированы банками).

На что важно обратить внимание представителям бизнеса?

Следует обратить внимание на то, что Законом обновлены требования относительно определения и предоставления субъектам информации о конечном бенефициарном собственнике (КБС). Для совершения определенных регистрационных действий, юридическим лицам нужно подавать государственному регистратору следующие документы:

  • информацию о структуре собственности по форме и содержанию в соответствии с законодательством;
  • извлечение, выписку или другой документ из торгового, банковского, судебного реестра и т. п., подтверждающий регистрацию юридического лица-нерезидента в стране его местонахождения (в случае, если учредителем является юридическое лицо-нерезидент);
  • нотариально заверенную копию документа, удостоверяющего личность КБС юридического лица для физического лица-нерезидента, и, если такой документ оформлен без использования средств Единого государственного демографического реестра, для физического лица-резидента.

Данные сведения нужно подавать при проведении государственной регистрации:

  • создание юридического лица;
  • включение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2004 года, сведения о котором не содержатся в реестре;
  • изменение сведений о юридическом лице, указанные в Едином госреестре (изменение сведений о размере уставного капитала, долей в уставном капитале или составе участников общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью);
  • переход юридического лица на деятельность на основании модельного устава / или с модельного устава на деятельность на основании собственного учредительного документа;
  • прекращение юрлица в результате реорганизации;
  • создание, внесение изменений в сведения и прекращения обособленного подразделения юридического лица.

В других случаях предоставление таких данных не требуется.

Аналогично нужно поддерживать информацию о КБС и структуре собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и сообщать государственному регистратору об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения, предоставляя подтверждающие документы.

Кто оказался под особым мониторингом субъектов?

Политически значимым лицам (лицам, которые являются национальными, иностранными публичными деятелями и деятелями, выполняющими публичные функции в международных организациях) нужно готовиться к более длительным срокам осуществления финансовых операций и запросов субъектов на дополнительные сведения, подтверждающие происхождение финансовых поступлений, а также предоставлять информацию о членах семьи и бизнес-партнерах.

Политически значимые лица теперь автоматически воспринимаются как лица, которые могут быть иметь отношение к действиям по отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.

Кроме того, Законом установлено, что любое учреждение или лицо (субъект первичного финансового мониторинга), которое осуществляет финансовую операцию для/ или в интересах политически значимых лиц, должно применять дополнительные усиленные меры надлежащей проверки клиентов. Среди них:

  • иметь отдельную систему определения и оценки рисков для таких клиентов;
  • получать разрешение от руководителя для начала (продолжения) деловых отношений, проведения пороговых финансовых операций, определенных в ст. 20 Закона;
  • принимать достаточные меры для установления источника состояния (сведения о происхождении всех имеющихся активов лица, дающие понимание об общем размере активов и историю происхождения) и источников средств, с которыми связаны деловые отношения/ операции с такими лицами (средства, которые используются для конкретной операции, относительно которой обратился клиент);
  • осуществлять на постоянной основе углубленный мониторинг деловых отношений.

Долгосрочными рисками, которые необходимо учитывать при проведении операций с / для политически значимых лиц (членов их семей и бизнес-партнеров), являются уровень воздействия, который лицо имеет (или имело), объем полномочий, которыми оно наделено (было наделено), и связь между прошлыми и действующими полномочиями. Необходимо учитывать и географические факторы риска, например, не происходит ли такое лицо из страны с высоким уровнем коррупции. Необходимо обращать внимание и на сферу деятельности, в которой работает / работало лицо, и которая имеет высокие коррупционные риски.

Когда субъекты обязаны проверять

Отметим, что в статье 20 Закона о мониторинге определено и уменьшено количество признаков пороговых финансовых операций. Пороговые финансовые операции – это операции, при проведении которых субъекты однозначно будут Вас проверять и сообщать о них в соответствующие органы, ответственные за мониторинг. К таковым относятся те, сумма которых превышает 400 000 гривен (в сфере лотерей / азартных игр – 55 000 гривен) или равняется /превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, и имеющие любую из следующих признаков:

  • производится наличными (внесение, перевод, получение финансовых средств);
  • операции с участием политически значимых лиц (публичные лица, политики и члены их семей или связанные с ними лица);
  • перевод финансовых средств осуществляется за границу (особенно в оффшорные зоны);
  • проводится с участием лиц, место регистрации которых находится в странах, отнесенных в «черный список» (т.е. не выполняют рекомендации FATF).

Подобные действия обязательно попадут под мониторинг соответствующих органов и субъектов.

Также у субъектов могут возникать вопросы к непривычным «подозрительным» финансовым операциям. К таким операциям относят те, что проводятся на непривычно большую сумму (оплата дорогой покупки), перечисления благотворительной помощи, продажа имущества / недвижимости по цене дороже рыночной и тд.

Вывод

Конечно, Закон внес значительные коррективы в жизнь всех без исключения участников финансового рынка: изменились процедуры, приоритеты, увеличились штрафы и повысилась ответственность за невыполнение новых требований. Следует понимать, что подобный инструмент контроля уже давно существует в развитых странах мира с эффективной экономической системой, а потому не стоит воспринимать Закон как давление на бизнес или простых граждан.

Закон вводит довольно много процедур, направленных на упрощение мониторинга субъектами целей финансовых операций и на их модернизацию. Введение возможности дистанционной идентификации через BankID или через видеосвязь — отличный пример международной практики по совершенствованию систем финансового контроля субъектами. Но возникает вопрос: готовы ли граждане Украины к такому финансовому мониторингу? К необходимости готовить значительное количество документов и возможному замедлению сроков проведения необходимых

Валентин Гвоздий

Валентин Гвоздий

Управляющий партнер, адвокат

  • Признания и достижения
  • Best Lawyers in Ukraine 2021
  • Who’s Who Legal 2020
  • The Legal 500 EMEA 2020
  • Ukrainian Law firms. A Handbook for Foreign Clients 2020

Статьи по теме

Итоги и прогнозы законодательных изменений. Первое полугодие 2020

06 октября 2020 Публикации

Итоги и прогнозы законодательных изменений. Первое полугодие 2020

Читать
Интервью партнеров GOLAW: Особенности работы адвокатов в уголовных делах

01 сентября 2020 Публикации

Интервью партнеров GOLAW: Особенности работы адвокатов в уголовных делах

Читать
Юридическая фирма GOLAW рекомендована международным рейтингом IFLR1000 в сферах банкинга и реструктуризации

31 августа 2020 Публикации

Юридическая фирма GOLAW рекомендована международным рейтингом IFLR1000 в сферах ...

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки