fbpx

Что нужно знать о финансовом мониторинге?

Согласно результатам исследования международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International в 2019 году, Украина находится на 126 месте из 180 стран в рейтинге, набрав 30 баллов из 100 возможных.

Такой показатель связан с высокими рисками отмывания средств из-за незаконной экономической и коррупционной деятельности, которая реализуется через мошенничество, уклонение от уплаты налогов и ведение фиктивного предпринимательства.

Принятие Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» № 361-IX» (далее — Закон) в декабре 2019 года является попыткой снизить оборот незаконных средств, внедрить мониторинг незаконного бизнеса в стране. Юридическая фирма GOLAW предоставляет юридические консультации в различных практиках представленных на сайте.

Положения Закона о финансовом мониторинге вызвали вопросы не только у тех, кто занимается бизнесом и ежедневно проводит крупные финансовые операции, но и у тех, кто ежедневно проводит финансовые операции бытового уровня. Так, граждане нашей страны стали задаваться вопросом: оплата коммунальных услуг, налогов, штрафов, получение заработной платы, покупка / продажа недвижимости – какие из этих операций подлежат мониторингу?

Зачем нужен финансовый мониторинг?

Часто задаваемый вопрос — что такое финансовый мониторинг в целом? Зачем банку, нотариусу, адвокату, бухгалтеру, представителю игорного бизнеса, лотереи, казино или иным субъектам предоставлять личные данные, информацию о финансовых делах и подтверждать легальность источника доходов?

Финансовый мониторинг — это проверка, контроль операций, которые осуществляет лицо, обращаясь за предоставлением определенных финансовых услуг в различных сферах к определенным субъектам.

Повышенное внимание к финансовым операциям и осуществление мониторинга связано с ростом случаев террористических актов в мире, распространением оружия массового уничтожения и учащением операций по отмыванию финансовых средств, заработанных незаконным путем преступными субъектами.

Международное сообщество решило наладить мониторинг и ввести определенные ограничения/ проверки финансовых операций граждан всех стран с разным уровнем доходов (и контролировать источник этих доходов в том числе). Сегодня существует множество международных организаций, которые принимают документы обязательного характера для стран-членов. Самой влиятельной международной организацией в сфере подобного мониторинга является Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием доходов и финансированием терроризма (FATF). Стандарты, разработанные организацией, должны внедряться во внутреннее законодательство стран, стремящихся наладить мониторинг финансовых операций/источников доходов граждан и иметь положительный имидж на международной арене.

Процедура мониторинга субъектами

Если раньше финансовый мониторинг операций клиентов осуществляли в основном банки, то сейчас перечень субъектов, которые должны осуществлять мониторинг клиентов, расширили.

Теперь устанавливать личность клиента и осуществлять мониторинг происхождения доходов, задействованных в проведении операций, должны аудиторы, адвокаты, нотариусы, бухгалтеры, риелторы и другие субъекты, определенные Законом.

Так, мониторинг будет осуществляться этими субъектами во время оказания услуг купли-продажи недвижимости, управления имуществом при финансировании строительства жилья, купли-продажи субъектов хозяйствования и корпоративных прав, управления средствами и ценными бумагами клиента, процедур по открытию и управлению банковским счетом / счетами в ценных бумагах.

Мониторинг действует и при привлечении средств, необходимых для создания юридических лиц и фондов, обеспечения их деятельности/ управления ими, создании, обеспечении деятельности/ управлении трастами или другими подобными правовыми образованиями.

Нужно быть готовым к бумажной работе, проверке документов субъектами, вопросам различного характера и, как следствие — более длительному сроку выполнения финансового запроса. Если такие субъекты не выполнят требования законодательства по финансовому мониторингу, и это подтвердит проверка, они (адвокаты, нотариусы и т.д.) вынуждены будут заплатить большую сумму штрафа за проведение фактически незаконной операции.

Какие операции не будут контролировать

На первый взгляд, положения Закона о мониторинге кажутся сплошным контролем всех финансовых операций граждан.

Однако не стоит беспокоиться о новых правилах осуществления финансового мониторинга и проверках субъектами, если Вы проводите так называемые не рисковые банковские операции:

  • снимаете наличные с собственного счета (но банк имеет право взять расписку, на что Вы планируете потратить собственные финансовые доходы);
  • платите кредит в сумме до 30 000 гривен;
  • переводите финансовые средства с целью уплаты налогов, платежей, сборов на пенсионное и социальное страхование, штрафов, коммунальных услуг (независимо от суммы);
  • оплачиваете товары / работы / услуги (при наличии договора о поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг, предоставлении кредита);
  • проводите наличные переводы в пределах Украины на сумму до 5 000 грн (если сумма больше, необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, или использовать банковскую карточку для идентификации);
  • Вы являетесь пенсионером, студентом, обычным гражданином и получаете просто заработную плату / стипендию / пенсию на банковскую карточку, открытые в банках для этих выплат;
  • осуществляете предпринимательскую деятельность в финансовых объемах, указанных на момент открытия счетов;
  • проводите операцию безналичного перевода с карты на карту / со счета на счет (Вы и получатель финансовых средств уже идентифицированы банками).

На что важно обратить внимание представителям бизнеса?

Следует обратить внимание на то, что Законом обновлены требования относительно определения и предоставления субъектам информации о конечном бенефициарном собственнике (КБС). Для совершения определенных регистрационных действий, юридическим лицам нужно подавать государственному регистратору следующие документы:

  • информацию о структуре собственности по форме и содержанию в соответствии с законодательством;
  • извлечение, выписку или другой документ из торгового, банковского, судебного реестра и т. п., подтверждающий регистрацию юридического лица-нерезидента в стране его местонахождения (в случае, если учредителем является юридическое лицо-нерезидент);
  • нотариально заверенную копию документа, удостоверяющего личность КБС юридического лица для физического лица-нерезидента, и, если такой документ оформлен без использования средств Единого государственного демографического реестра, для физического лица-резидента.

Данные сведения нужно подавать при проведении государственной регистрации:

  • создание юридического лица;
  • включение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2004 года, сведения о котором не содержатся в реестре;
  • изменение сведений о юридическом лице, указанные в Едином госреестре (изменение сведений о размере уставного капитала, долей в уставном капитале или составе участников общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью);
  • переход юридического лица на деятельность на основании модельного устава / или с модельного устава на деятельность на основании собственного учредительного документа;
  • прекращение юрлица в результате реорганизации;
  • создание, внесение изменений в сведения и прекращения обособленного подразделения юридического лица.

В других случаях предоставление таких данных не требуется.

Аналогично нужно поддерживать информацию о КБС и структуре собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и сообщать государственному регистратору об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения, предоставляя подтверждающие документы.

Кто оказался под особым мониторингом субъектов?

Политически значимым лицам (лицам, которые являются национальными, иностранными публичными деятелями и деятелями, выполняющими публичные функции в международных организациях) нужно готовиться к более длительным срокам осуществления финансовых операций и запросов субъектов на дополнительные сведения, подтверждающие происхождение финансовых поступлений, а также предоставлять информацию о членах семьи и бизнес-партнерах.

Политически значимые лица теперь автоматически воспринимаются как лица, которые могут быть иметь отношение к действиям по отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.

Кроме того, Законом установлено, что любое учреждение или лицо (субъект первичного финансового мониторинга), которое осуществляет финансовую операцию для/ или в интересах политически значимых лиц, должно применять дополнительные усиленные меры надлежащей проверки клиентов. Среди них:

  • иметь отдельную систему определения и оценки рисков для таких клиентов;
  • получать разрешение от руководителя для начала (продолжения) деловых отношений, проведения пороговых финансовых операций, определенных в ст. 20 Закона;
  • принимать достаточные меры для установления источника состояния (сведения о происхождении всех имеющихся активов лица, дающие понимание об общем размере активов и историю происхождения) и источников средств, с которыми связаны деловые отношения/ операции с такими лицами (средства, которые используются для конкретной операции, относительно которой обратился клиент);
  • осуществлять на постоянной основе углубленный мониторинг деловых отношений.

Долгосрочными рисками, которые необходимо учитывать при проведении операций с / для политически значимых лиц (членов их семей и бизнес-партнеров), являются уровень воздействия, который лицо имеет (или имело), объем полномочий, которыми оно наделено (было наделено), и связь между прошлыми и действующими полномочиями. Необходимо учитывать и географические факторы риска, например, не происходит ли такое лицо из страны с высоким уровнем коррупции. Необходимо обращать внимание и на сферу деятельности, в которой работает / работало лицо, и которая имеет высокие коррупционные риски.

Когда субъекты обязаны проверять

Отметим, что в статье 20 Закона о мониторинге определено и уменьшено количество признаков пороговых финансовых операций. Пороговые финансовые операции – это операции, при проведении которых субъекты однозначно будут Вас проверять и сообщать о них в соответствующие органы, ответственные за мониторинг. К таковым относятся те, сумма которых превышает 400 000 гривен (в сфере лотерей / азартных игр – 55 000 гривен) или равняется /превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, и имеющие любую из следующих признаков:

  • производится наличными (внесение, перевод, получение финансовых средств);
  • операции с участием политически значимых лиц (публичные лица, политики и члены их семей или связанные с ними лица);
  • перевод финансовых средств осуществляется за границу (особенно в оффшорные зоны);
  • проводится с участием лиц, место регистрации которых находится в странах, отнесенных в «черный список» (т.е. не выполняют рекомендации FATF).

Подобные действия обязательно попадут под мониторинг соответствующих органов и субъектов.

Также у субъектов могут возникать вопросы к непривычным «подозрительным» финансовым операциям. К таким операциям относят те, что проводятся на непривычно большую сумму (оплата дорогой покупки), перечисления благотворительной помощи, продажа имущества / недвижимости по цене дороже рыночной и тд.

Вывод

Конечно, Закон внес значительные коррективы в жизнь всех без исключения участников финансового рынка: изменились процедуры, приоритеты, увеличились штрафы и повысилась ответственность за невыполнение новых требований. Следует понимать, что подобный инструмент контроля уже давно существует в развитых странах мира с эффективной экономической системой, а потому не стоит воспринимать Закон как давление на бизнес или простых граждан. GOLAW предоставляет консультирование по финансовым вопросам.

Закон вводит довольно много процедур, направленных на упрощение мониторинга субъектами целей финансовых операций и на их модернизацию. Введение возможности дистанционной идентификации через BankID или через видеосвязь — отличный пример международной практики по совершенствованию систем финансового контроля субъектами. Но возникает вопрос: готовы ли граждане Украины к такому финансовому мониторингу? К необходимости готовить значительное количество документов и возможному замедлению сроков проведения необходимых

Валентин Гвоздий

Валентин Гвоздий

Управляющий партнер, адвокат, PhD

  • Признания и достижения
  • Best Lawyers in Ukraine 2021
  • Who’s Who Legal 2020
  • The Legal 500 EMEA 2020
  • Ukrainian Law firms. A Handbook for Foreign Clients 2020
  • 50 ведущих юридических фирм Украины 2020
1374

Статьи по теме

Ключевые позиции верховного суда касательно защиты прав потребителей банковских услуг

16 сентября 2021 Публикации

Ключевые позиции верховного суда касательно защиты прав потребителей банковских ...

Читать
Судебное дело канадского инвестора может создать в Украине опасный прецедент: позиция адвокатов GOLAW

16 сентября 2021 Публикации

Судебное дело канадского инвестора может создать в Украине опасный прецедент: по...

Читать
Суд присяжных в Украине: работает ли судебное народовластие?

06 сентября 2021 Публикации

Суд присяжных в Украине: работает ли судебное народовластие?

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки