Как уменьшить штрафы за нарушение налогового законодательства или избежать их?
Содержание
Налоговая реформа в Украине в значительной степени изменила подходы в определении размеров штрафных санкций по результатам налоговых проверок и основания для привлечения налогоплательщиков к ответственности.
Отныне налоговые инспекторы оперируют такими понятиями как «умысел» и «вина» для наложения более высокого штрафа, а бизнес должен заранее позаботиться о соблюдении принципа «должной осмотрительности» при ведении хозяйственной деятельности.
В этой статье мы поговорим о штрафах, которые могут быть определены по результатам налоговой проверки и как бизнесу их уменьшить.
Какие же теперь штрафы?
Сейчас общий размер штрафа уменьшен – теперь он составляет 10% от суммы доначислений. Однако, если налоговый орган решит наложить штраф в размере 25%, как это было раньше, то в обязательном порядке должно быть доказано, что предприятие является виновным в совершении нарушения и действовало умышленно.
Как видим, у налогоплательщиков появилась возможность уменьшить штрафные санкции. В то же время, для этого бизнес должен заранее позаботиться о доказательной базе отсутствия в своих действиях умысла и вины, а также соблюдения принципа должной осмотрительности. Как показывает первая практика налоговых проверок по новым правилам, налоговые инспекторы по умолчанию считают, что предприятие виновно и умышленно не выполнило положений налогового законодательства, не подкрепляя свою позицию надлежащими доказательствами.
Каким же образом налоговая пытается доказать вину и умысел налогоплательщика?
Налоговым кодексом предусмотрено, что лицо считается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что он/она имел/а возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, однако не принял/а достаточных мер по их соблюдению.
Для доказательства вины контролирующему органу нужно установить, что налогоплательщик действовал неразумно, недобросовестно и без должной осмотрительности. В противном случае принятые налогоплательщиком меры считаются достаточными и он не виноват, то есть не может быть привлечен к ответственности.
Деяния считаются совершенными умышленно, если существуют доказанные контролирующим органом обстоятельства, свидетельствующие, что налогоплательщик притворно и целенаправленно создал условия, целью которых было неисполнение или ненадлежащее исполнение требований налогового законодательства.
То есть, налогоплательщик признается виновным в совершении правонарушения, когда он был обязан и имел возможность соблюдать правила и нормы налогового законодательства, однако не сделал этого.
С целью документального подтверждения наличия вины и умысла налоговые органы в ходе проверки пытаются получить от налогоплательщика пояснений по организации бизнес-процессов, в частности:
- каким образом осуществляется контроль за ведением бухгалтерского учета?
- существует ли у предприятия утвержденная процедура для отбора/проверки поставщиков и чем руководствуется предприятие при выборе контрагента?
- с каких источников плательщик налогов получает информация о контрагенте?
- осуществляется ли предприятием проверка добропорядочности и репутации контрагента на рынке, его способности выполнить условия договора, и тому подобное.
С учетом ответов на такие вопросы контролирующий орган формирует свои выводы, что:
- должностные лица предприятия имели возможность соблюдать нормы законодательства, сознательно принимали решение о работе с определенными контрагентами, были осведомлены и владели всей необходимой информацией касательно их финансово-хозяйственной деятельности;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных законодательством правил всегда является следствием действий (бездействия) лица, которые квалифицируются как умышленные, так как невыполнение, так и ненадлежащее исполнение является нарушением обязанностей, закрепленных за налогоплательщиком в ст. 16, ст. 36 Налогового кодекса.
Кроме того, критерии определения умысла в действиях налогоплательщика уже закреплены и в судебной практике. Верховный Суд в постановлении от 18.11.2019 по делу №826/3417/18 отметил:
В случае невыяснения налогоплательщиком наличия полномочий у представителя контрагента по заключению сделки, в совершении хозяйственной операции и оформлении первичных документов, такое поведение может свидетельствовать о наличии умысла на безосновательное получения налоговой выгоды и влечь за собой риск наступления негативных последствий для такого плательщика, в частности – неучет для целей налогового учета хозяйственных операций, подтвержденных документами, оформленными с нарушением предписаний действующего законодательства
Как уменьшить штрафы за нарушение налогового законодательства?
Обязанность доказывания вины и умысла возложена на налоговый орган, без выполнения которого лицо не может быть привлечено к финансовой ответственности.
Чтобы избежать привлечения к ответственности в увеличенном размере отныне налогоплательщикам крайне важно иметь возможность доказать проявление ими должной осмотрительности не только при закупке или поставки товаров, или услуг, а еще и на этапе заключения договора с определенным контрагентом.
О должной осмотрительности может свидетельствовать:
- Проведение установленной внутренней процедуры отбора контрагента – тендера.
- Предварительное (до заключения договора) получение от контрагента и анализ учредительных, разрешительных документов, документов и информации, подтверждающих наличие трудовых, материальных ресурсов, опыта осуществления аналогичной деятельности.
- Анализ информации о контрагенте, полученной из общедоступных источников и государственных реестров.
- Установление в договоре обязательных гарантий, предоставляемых контрагентом.
Очевидно, этот перечень не является исчерпывающим.
Касательно концепции должной осмотрительности налогоплательщика Верховный Суд, в частности в постановлениях от 22.05.2020 по делу №810/1379/16 от 05.05.2020 по делу №826/ 14426/16 выразил правовую позицию, что предпринимательская деятельность осуществляется субъектом хозяйствования на собственный риск, а затем в хозяйственных правоотношениях участники хозяйственного оборота должны проявлять разумную осмотрительность, ведь последствия выбора недобросовестного контрагента возлагается на таких участников.
Так, с такой надлежащей налоговой осмотрительности, как законной предпосылки получения налоговой выгоды, следует, что добросовестным налогоплательщикам необходимо позаботиться о подготовке доказательной базы, подтверждающей проявление должной осмотрительности при выборе контрагента.
Ответственность в ретроспективе
Переходными положениями Налогового кодекса установлено, что штрафы по результатам проверок применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений о применении таких штрафов.
Другими словами, например, если Вами еще в 2018 году было допущено нарушение, но налоговое уведомление-решение вы получили в 2021 году, то штраф придется заплатить тот, который актуален в 2021 году.
Вместе с тем, если сейчас Налоговым кодексом установлена ответственность за действия, которые ранее не имели следствием привлечения к ответственности, то, если такие действия были совершены Вами до налоговой реформы, на данный момент Вас не может быть привлечено к ответственности за их совершение.
Ведь правомерность или неправомерность поведения лица, в частности, соблюдение им/ею норм налогового законодательства, следует определять с применением законодательства, которое действовало на момент совершения соответствующих действий или бездействия такого лица.
Таким образом, новые подходы в определении ответственности налогоплательщиков дают бизнесу новые действенные механизмы для защиты своих прав в налоговых спорах, поэтому правильное применение таких механизмов является очень важным.
Статьи по теме
Подпишитесь, чтобы знать больше
Информация мотивирует к новым свершениям. Подпишитесь, не упускайте обзоры законодательства и новости от GOLAW
Услуги
-
- Антимонопольное и конкурентное право
- Банковское и финансовое право
- Взаимодействие с государственными органами (GR)
- Восстановление платежеспособности и банкротство
- Энергетика и природные ресурсы
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- Защита в антикоррупционной сфере
- Интеллектуальная собственность
- Корпоративное право и M&A
- Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками
- Международная торговля
- Недвижимость и строительство
- Налоговое и таможенное право
- Реструктуризация и урегулирования задолженности
- Разрешение судебных споров
- Трудовое право
- Услуги для владельцев бизнеса и частных клиентов
- Право военного времени
- Уголовное право
- Юридическое сопровождение бизнеса и частных клиентов в Германии
-
- Авиация
- Агробизнес
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- ІТ, Информационные технологии и искусственный интеллект
- Здравоохранение и фармацевтика
- Медиа, развлечения, спорт и гемблинг
- Производство и промышленность
- Розничная торговля, FMCG и электронная коммерция
- Недвижимость и строительство
- Транспорт и логистика
- Химическая промышленность
- Финансовые учреждения
Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies
Настройки cookie