Как уменьшить штрафы за нарушение налогового законодательства или избежать их?

Содержание

  1. Какие же теперь штрафы?
  2. Каким же образом налоговая пытается доказать вину и умысел налогоплательщика?
  3. Как уменьшить штрафы за нарушение налогового законодательства?
  4. Ответственность в ретроспективе

Налоговая реформа в Украине в значительной степени изменила подходы в определении размеров штрафных санкций по результатам налоговых проверок и основания для привлечения налогоплательщиков к ответственности.

Отныне налоговые инспекторы оперируют такими понятиями как «умысел» и «вина» для наложения более высокого штрафа, а бизнес должен заранее позаботиться о соблюдении принципа «должной осмотрительности» при ведении хозяйственной деятельности.

В этой статье мы поговорим о штрафах, которые могут быть определены по результатам налоговой проверки и как бизнесу их уменьшить.

Какие же теперь штрафы?

Сейчас общий размер штрафа уменьшен –  теперь он составляет 10% от суммы доначислений. Однако, если налоговый орган решит наложить штраф в размере 25%, как это было раньше, то в обязательном порядке должно быть доказано, что предприятие является виновным в совершении нарушения и действовало умышленно.

Как видим, у налогоплательщиков появилась возможность уменьшить штрафные санкции. В то же время, для этого бизнес должен заранее позаботиться о доказательной базе отсутствия в своих действиях умысла и вины, а также соблюдения принципа должной осмотрительности. Как показывает первая практика налоговых проверок по новым правилам, налоговые инспекторы по умолчанию считают, что предприятие виновно и умышленно не выполнило положений налогового законодательства, не подкрепляя свою позицию надлежащими доказательствами.

Каким же образом налоговая пытается доказать вину и умысел налогоплательщика?

Налоговым кодексом предусмотрено, что лицо считается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что он/она имел/а возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, однако не принял/а достаточных мер по их соблюдению.

Для доказательства вины контролирующему органу нужно установить, что налогоплательщик действовал неразумно, недобросовестно и без должной осмотрительности. В противном случае принятые налогоплательщиком меры считаются достаточными и он не виноват, то есть не может быть привлечен к ответственности.

Деяния считаются совершенными умышленно, если существуют доказанные контролирующим органом обстоятельства, свидетельствующие, что налогоплательщик притворно и целенаправленно создал условия, целью которых было неисполнение или ненадлежащее исполнение требований налогового законодательства.

То есть, налогоплательщик признается виновным в совершении правонарушения, когда он был обязан и имел возможность соблюдать правила и нормы налогового законодательства, однако не сделал этого.

С целью документального подтверждения наличия вины и умысла налоговые органы в ходе проверки пытаются получить от налогоплательщика пояснений по организации бизнес-процессов, в частности:

  • каким образом осуществляется контроль за ведением бухгалтерского учета?
  • существует ли у предприятия утвержденная процедура для отбора/проверки поставщиков и чем руководствуется предприятие при выборе контрагента?
  • с каких источников плательщик налогов получает информация о контрагенте?
  • осуществляется ли предприятием проверка добропорядочности  и репутации контрагента на рынке, его способности выполнить условия договора, и тому подобное.

С учетом ответов на такие вопросы контролирующий орган формирует свои выводы, что:

  • должностные лица предприятия имели возможность соблюдать нормы законодательства, сознательно принимали решение о работе с определенными контрагентами, были осведомлены и владели всей необходимой информацией касательно их финансово-хозяйственной деятельности;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных законодательством правил всегда является следствием действий (бездействия) лица, которые квалифицируются как умышленные, так как невыполнение, так и ненадлежащее исполнение является нарушением обязанностей, закрепленных за налогоплательщиком в ст. 16, ст. 36 Налогового кодекса.

Кроме того, критерии определения умысла в действиях налогоплательщика уже закреплены и в судебной практике. Верховный Суд в постановлении от 18.11.2019 по делу №826/3417/18 отметил:

В случае невыяснения налогоплательщиком наличия полномочий у представителя контрагента по заключению сделки, в совершении хозяйственной операции и оформлении первичных документов, такое поведение может свидетельствовать о наличии умысла на безосновательное получения налоговой выгоды и влечь за собой риск наступления негативных последствий для такого плательщика, в частности – неучет для целей налогового учета хозяйственных операций, подтвержденных документами, оформленными с нарушением предписаний действующего законодательства

Как уменьшить штрафы за нарушение налогового законодательства?

Обязанность доказывания вины и умысла возложена на налоговый орган, без выполнения которого лицо не может быть привлечено к финансовой ответственности.

Чтобы избежать привлечения к ответственности в увеличенном размере отныне налогоплательщикам крайне важно иметь возможность доказать проявление ими должной осмотрительности не только при закупке или поставки товаров, или услуг, а еще и на этапе заключения договора с определенным контрагентом.

О должной осмотрительности может свидетельствовать:

  1. Проведение установленной внутренней процедуры отбора контрагента – тендера.
  2. Предварительное (до заключения договора) получение от контрагента и анализ учредительных, разрешительных документов, документов и информации, подтверждающих наличие трудовых, материальных ресурсов, опыта осуществления аналогичной деятельности.
  3. Анализ информации о контрагенте, полученной из общедоступных источников и государственных реестров.
  4. Установление в договоре обязательных гарантий, предоставляемых контрагентом.

Очевидно, этот перечень не является исчерпывающим.

Касательно концепции должной осмотрительности налогоплательщика Верховный Суд, в частности в постановлениях от 22.05.2020 по делу №810/1379/16 от 05.05.2020 по делу №826/ 14426/16 выразил правовую позицию, что предпринимательская деятельность осуществляется субъектом хозяйствования на собственный риск, а затем в хозяйственных правоотношениях участники хозяйственного оборота должны проявлять разумную осмотрительность, ведь последствия выбора недобросовестного контрагента возлагается на таких участников.

Так, с такой надлежащей налоговой осмотрительности, как законной предпосылки получения налоговой выгоды, следует, что добросовестным налогоплательщикам необходимо позаботиться о подготовке доказательной базы, подтверждающей проявление должной осмотрительности при выборе контрагента.

Ответственность в ретроспективе

Переходными положениями Налогового кодекса установлено, что штрафы по результатам проверок применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений о применении таких штрафов.

Другими словами, например, если Вами еще в 2018 году было допущено нарушение, но налоговое уведомление-решение вы получили в 2021 году, то штраф придется заплатить тот, который актуален в 2021 году.

Вместе с тем, если сейчас Налоговым кодексом установлена ​​ответственность за действия, которые ранее не имели следствием привлечения к ответственности, то, если такие действия были совершены Вами до налоговой реформы, на данный момент Вас не может быть привлечено к ответственности за их совершение.

Ведь правомерность или неправомерность поведения лица, в частности, соблюдение им/ею норм налогового законодательства, следует определять с применением законодательства, которое действовало на момент совершения соответствующих действий или бездействия такого лица.

Таким образом, новые подходы в определении ответственности налогоплательщиков дают бизнесу новые действенные механизмы для защиты своих прав в налоговых спорах, поэтому правильное применение таких механизмов является очень важным.

1624

Статьи по теме

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

17 февраля 2022 Публикации

Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity

Читать
Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практические советы

10 февраля 2022 Публикации

Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практичес...

Читать
Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

08 февраля 2022 Публикации

Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки

Thank you for your trust!

Your request for a consultation has been received, and our experts will be in touch with you shortly.

Go to main page
Thank you for subscribing to our newsletter!

Going forward, you will remain informed about the latest and most significant legislative updates, expert publications, and forthcoming event announcements.

Go to main page