Законопроект 5600 принят в первом чтении

Вчера 01 июля 2021 года на пленарном заседании депутатами Верховной Рады Украины был принят за основу Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений № 5600 (далее – «Законопроект»).

Надеемся, что Законопроект, который вызвал наиболее горячую дискуссию как среди бизнеса, так и парламентариев, еще будет несколько доработан ко второму чтению.

Сейчас напомним основные изменения, которые предлагает Законопроект:

  • Администрирование налогов
    • Распространение права налогового залога на несогласованные денежные обязательства при административном или судебном обжаловании решений налогового органа. Право налогового залога возникает со дня подачи налогоплательщиком жалобы в рамках административного обжалования или обращения в суд.
    • Право налогового органа на обращение в суд за установлением временного ограничения в праве выезда руководителя юридического лица, имеющего налоговый долг.
    • Право налогового органа направлять запросы на получение информации в случае получения фактов, которые могут свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком законодательства (в действующей редакции — свидетельствуют).
  • Введение минимального налогового обязательства с 1 гектара сельскохозяйственных земель для владельцев и пользователей земельных участков
    • Установление формулы исчисления минимального налогового обязательства (далее – «МПЗ») в Налоговом кодексе.
    • Обязательство проводить расчет МПЗ налогоплательщиков-собственников, арендаторов, пользователей сельскохозяйственных угодий для определения финального размера налогового обязательства.
    • МПЗ не будет определяться, если совокупный размер земельных участков сельскохозяйственного назначения не превышает 0,5 га или если участок не используется.
    • От рассчитанной суммы МПЗ будут вычитаться все уплаченные плательщиком налоги с дохода от выращенной продукции, за работников, плата за землю, другие налоги, и в случае получения положительной разницы, плательщик налога обязан увеличить сумму налогового обязательства по налогу на прибыль/налога на доходы физических лиц или единого налога (в зависимости от плательщика) на сумму такого положительного значения.
  • Налог на прибыль предприятий
    • Установление ограничения для крупных налогоплательщиков на перенос убытков (отрицательного значения объекта налогообложения) прошлых налоговых (отчетных) лет в сумме 50% таких убытков (отрицательного значения).
  • Налог на добавленную стоимость
    • Сокращение срока для возможности включить суммы НДС в налоговый кредит с 1095 до 180 календарных дней. В случае остановки регистрации налоговых накладных такой срок будет прерываться на соответствующий период приостановления.
    • Ограничение бюджетного возмещения НДС для плательщиков, осуществляющих переработку сырья, комплектующих, составных частей.
    • Налогообложение НДС операций по поставке всего рынка жилья, кроме первой поставки доступного жилья или того, который строится за государственный счет.
    • Налогообложения НДС операций по поставке Национальным банком Украины драгоценных металлов (кроме инвестиционного золота) физическим и юридическим лицам.
    • Применение штрафа в размере 40% суммы НДС при нарушении сроков регистрации налоговых накладных /расчетов корректировки от 61 до 180 календарных дней.
    • Применение штрафа в размере 50% суммы НДС при нарушении сроков регистрации налоговых накладных /расчетов корректировки от на 181 и более календарных дней.
    • Освобождение от обложения НДС операций по поставке на таможенной территории Украины или ввоза на таможенную территорию Украины инвестиционного золота.
  • Налог на доходы физических лиц
    • Введение налогообложения налогом на доходы физических лиц по ставке 18% доходов, полученных от продажи третьего и последующих объектов недвижимости, в течение отчетного налогового года.
    • Уменьшен совокупный размер земельных участков с 2 га до 0,5 га, с целью освобождения от налогообложения доходов, полученных от продажи собственной сельскохозяйственной продукции.
  • Единый налог
    • Запрет на применение единого налога 4 группы субъектами хозяйствования, которые осуществляют деятельность по разведению домашней птицы, разведения и выращивания перепелов и страусов, производство мяса домашней птицы.
  • Акцизный налог
    • Отмена льготы по уплате акцизного налога для плательщиков, которые осуществляют реализацию электрической энергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками и/или из возобновляемых источников энергии.
    • Введение отчетности табачно-ферментационными заводами по объемам импорта, производства и оборота табачного сырья.
    • Установлен акцизный налог с коэффициентом 1,5 за реализацию/ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий в объемах, превышающих 115% среднемесячного объема реализации/ввоз за предыдущие 9 месяцев (в действующей редакции – 3 месяца).
    • Перенос на производителей /импортеров обязанности уплаты акцизного налога в размере 5% с розничной продажи табачных изделий (в действующей редакции — уплачивается субъектами розничной торговли).
  • Индексация ставок
    • Повышены ставки акцизного налога на алкогольные напитки, экологического налога и рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины на 5 %.
    • Повышены ставки рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, также за специальное использование воды и за специальное использование лесных ресурсов на 14,5 %.
  • Плата за землю
    • Признаны плательщиками платы за землю землепользователей, которые самовольно используют земли государственной и коммунальной собственности. Установление факта такого пользования возлагается на органы местного самоуправления путем вынесения отдельного решения. Такое решение будет являться основанием для начисления земельного налога.

В общем, проголосована в первом чтении редакция Законопроекта предусматривает расширение полномочий налогового органа, увеличение штрафов и общего налогового давления на бизнес.

Законопроект несет, в частности, такие негативные последствия, как: уменьшение поступлений в местные бюджеты, повышение цен на жилье, увеличение налоговых обязательств для физических лиц, а также негативное влияние на предприятия «зеленой» энергетики, производителей железной руды, мелких сельскохозяйственных производителей и тому подобное.

836

Статьи по теме

GOLAW – главный партнер ежегодного исследования «Судебный Индекс» от Европейской Бизнес Ассоциации

24 января 2022 Новости

GOLAW – главный партнер ежегодного исследования «Судебный Индекс» от Европейской...

Читать
Управляющий партнер GOLAW Валентин Гвоздий признан одним из самых влиятельных юристов Украины в 2021 году

21 января 2022 Новости

Управляющий партнер GOLAW Валентин Гвоздий признан одним из самых влиятельных юр...

Читать
Экспертный аналитический проект «Судопроизводство в Украине»

20 января 2022 Новости

Экспертный аналитический проект «Судопроизводство в Украине»

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки

Thank you for your trust!

Your request for a consultation has been received, and our experts will be in touch with you shortly.

Go to main page
Thank you for subscribing to our newsletter!

Going forward, you will remain informed about the latest and most significant legislative updates, expert publications, and forthcoming event announcements.

Go to main page