Законопроект 5600 принят в первом чтении

Вчера 01 июля 2021 года на пленарном заседании депутатами Верховной Рады Украины был принят за основу Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений № 5600 (далее – «Законопроект»).

Надеемся, что Законопроект, который вызвал наиболее горячую дискуссию как среди бизнеса, так и парламентариев, еще будет несколько доработан ко второму чтению.

Сейчас напомним основные изменения, которые предлагает Законопроект:

  • Администрирование налогов
    • Распространение права налогового залога на несогласованные денежные обязательства при административном или судебном обжаловании решений налогового органа. Право налогового залога возникает со дня подачи налогоплательщиком жалобы в рамках административного обжалования или обращения в суд.
    • Право налогового органа на обращение в суд за установлением временного ограничения в праве выезда руководителя юридического лица, имеющего налоговый долг.
    • Право налогового органа направлять запросы на получение информации в случае получения фактов, которые могут свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком законодательства (в действующей редакции — свидетельствуют).
  • Введение минимального налогового обязательства с 1 гектара сельскохозяйственных земель для владельцев и пользователей земельных участков
    • Установление формулы исчисления минимального налогового обязательства (далее – «МПЗ») в Налоговом кодексе.
    • Обязательство проводить расчет МПЗ налогоплательщиков-собственников, арендаторов, пользователей сельскохозяйственных угодий для определения финального размера налогового обязательства.
    • МПЗ не будет определяться, если совокупный размер земельных участков сельскохозяйственного назначения не превышает 0,5 га или если участок не используется.
    • От рассчитанной суммы МПЗ будут вычитаться все уплаченные плательщиком налоги с дохода от выращенной продукции, за работников, плата за землю, другие налоги, и в случае получения положительной разницы, плательщик налога обязан увеличить сумму налогового обязательства по налогу на прибыль/налога на доходы физических лиц или единого налога (в зависимости от плательщика) на сумму такого положительного значения.
  • Налог на прибыль предприятий
    • Установление ограничения для крупных налогоплательщиков на перенос убытков (отрицательного значения объекта налогообложения) прошлых налоговых (отчетных) лет в сумме 50% таких убытков (отрицательного значения).
  • Налог на добавленную стоимость
    • Сокращение срока для возможности включить суммы НДС в налоговый кредит с 1095 до 180 календарных дней. В случае остановки регистрации налоговых накладных такой срок будет прерываться на соответствующий период приостановления.
    • Ограничение бюджетного возмещения НДС для плательщиков, осуществляющих переработку сырья, комплектующих, составных частей.
    • Налогообложение НДС операций по поставке всего рынка жилья, кроме первой поставки доступного жилья или того, который строится за государственный счет.
    • Налогообложения НДС операций по поставке Национальным банком Украины драгоценных металлов (кроме инвестиционного золота) физическим и юридическим лицам.
    • Применение штрафа в размере 40% суммы НДС при нарушении сроков регистрации налоговых накладных /расчетов корректировки от 61 до 180 календарных дней.
    • Применение штрафа в размере 50% суммы НДС при нарушении сроков регистрации налоговых накладных /расчетов корректировки от на 181 и более календарных дней.
    • Освобождение от обложения НДС операций по поставке на таможенной территории Украины или ввоза на таможенную территорию Украины инвестиционного золота.
  • Налог на доходы физических лиц
    • Введение налогообложения налогом на доходы физических лиц по ставке 18% доходов, полученных от продажи третьего и последующих объектов недвижимости, в течение отчетного налогового года.
    • Уменьшен совокупный размер земельных участков с 2 га до 0,5 га, с целью освобождения от налогообложения доходов, полученных от продажи собственной сельскохозяйственной продукции.
  • Единый налог
    • Запрет на применение единого налога 4 группы субъектами хозяйствования, которые осуществляют деятельность по разведению домашней птицы, разведения и выращивания перепелов и страусов, производство мяса домашней птицы.
  • Акцизный налог
    • Отмена льготы по уплате акцизного налога для плательщиков, которые осуществляют реализацию электрической энергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками и/или из возобновляемых источников энергии.
    • Введение отчетности табачно-ферментационными заводами по объемам импорта, производства и оборота табачного сырья.
    • Установлен акцизный налог с коэффициентом 1,5 за реализацию/ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий в объемах, превышающих 115% среднемесячного объема реализации/ввоз за предыдущие 9 месяцев (в действующей редакции – 3 месяца).
    • Перенос на производителей /импортеров обязанности уплаты акцизного налога в размере 5% с розничной продажи табачных изделий (в действующей редакции — уплачивается субъектами розничной торговли).
  • Индексация ставок
    • Повышены ставки акцизного налога на алкогольные напитки, экологического налога и рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины на 5 %.
    • Повышены ставки рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, также за специальное использование воды и за специальное использование лесных ресурсов на 14,5 %.
  • Плата за землю
    • Признаны плательщиками платы за землю землепользователей, которые самовольно используют земли государственной и коммунальной собственности. Установление факта такого пользования возлагается на органы местного самоуправления путем вынесения отдельного решения. Такое решение будет являться основанием для начисления земельного налога.

В общем, проголосована в первом чтении редакция Законопроекта предусматривает расширение полномочий налогового органа, увеличение штрафов и общего налогового давления на бизнес.

Законопроект несет, в частности, такие негативные последствия, как: уменьшение поступлений в местные бюджеты, повышение цен на жилье, увеличение налоговых обязательств для физических лиц, а также негативное влияние на предприятия «зеленой» энергетики, производителей железной руды, мелких сельскохозяйственных производителей и тому подобное.

Практики | Сектора

753

Статьи по теме

GOLAW – главный партнер ежегодного исследования «Судебный Индекс» от Европейской Бизнес Ассоциации

24 января 2022 Новости

GOLAW – главный партнер ежегодного исследования «Судебный Индекс» от Европейской...

Читать
Управляющий партнер GOLAW Валентин Гвоздий признан одним из самых влиятельных юристов Украины в 2021 году

21 января 2022 Новости

Управляющий партнер GOLAW Валентин Гвоздий признан одним из самых влиятельных юр...

Читать
Экспертный аналитический проект «Судопроизводство в Украине»

20 января 2022 Новости

Экспертный аналитический проект «Судопроизводство в Украине»

Читать
Все публикации

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies Настройки cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с положениями Политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Политика cookies.

Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Я хочу получать рассылку

Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта. Политика cookies Скрыть настройки