Диджитализация в сфере финансового мониторинга
Теги
Содержание
Качественный финансовый мониторинг стал в Украине неотъемлемым требованием на пути к эффективной экономике. Законом о финмониторинге определено много обязанностей для субъектов из разных сфер бизнеса (далее — субъекты первичного финансового мониторинга, СПФМ), которые необходимо выполнять.
Для СПФМ главное вовремя стать на учет в Госфинмониторинге и в дальнейшем сообщать Госфинмониторинг в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, об:
- операциях, которые подлежат финансовому мониторингу, и подозрительных операциях;
- назначении или увольнении ответственного работника;
- различиях в информации о конечных бенефициарных собственниках;
- назначении лица, которое временно будет исполнять обязанности ответственного работника в случае его отсутствия;
- изменении сведений о СПФМ и/или ответственного работника или лица, временно исполняющего его обязанности;
- прекращении и/или возобновлении деятельности СПФМ.
Законом установлено, что Кабинет Министров Украины разрабатывает и утверждает порядок регистрации и предоставления Госфинмониторингу информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, другой информации, которая может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения. Согласно этому документу Госфинмониторинг ведет учет информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, полученной от СПФМ, которые ее подали.
Сейчас для предоставления информации в Госфинмониторинг СПФМ руководствуются следующими документами:
- Постановление Кабинета Министров Украины от 5 августа 2015 № 552;
- Инструкция по заполнению форм учета и предоставлении информации, связанной с осуществлением финансового мониторинга, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 29.01.2016 № 24.
Однако, всем СПФМ нужно обратить внимание, что с 1 января 2021 ожидаются важные инновационные изменения в сфере финансового мониторинга. Кабмин 9 сентября 2020 принял Постановление № 850 «Некоторые вопросы организации финансового мониторинга», которым утвердил:
- Порядок предоставления информации для постановки на учет СПФМ, регистрации и представления СПФМ Госфинмониторингу информации о финоперациях, подлежащих финмониторингу, и другой связанной информации;
- Порядок ведения Госфинмониторингом учета информации, подлежащей финансовому мониторингу;
- Порядок ведения учета СПФМ Госфинмониторингом.
Что же изменится для СПФМ с января 2021?
Согласно действующему порядку субъект обязан подавать информацию в бумажном или электронном виде на определенные Минфином почтовый и электронный адреса. Однако, уже с 2021 основным способом подачи документов и информации станет электронный. И только в исключительных случаях субъект сможет подавать информацию в бумажном виде. Подавать информацию нужно будет в Единой государственной информационной системе в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — Единая информационная система). Каждый субъект будет иметь доступ к компонентам е-кабинета: личному кабинету или прикладному программному интерфейсу. Вся информация от Госфинмониторинга будет доводиться до субъекта в электронной форме через е-кабинет.
Формат, структура, реквизиты сообщений, требования, справочники для их заполнения, визуальная форма сообщений, порядок информационного взаимодействия субъекта с Госфинмониторингом, а также порядок создания личного кабинета и доступа к электронному кабинету будут определены Минфином с учетом требований законодательства о защите персональных данных .
Кому и когда нужно становиться на учет в Госфинмониторинге?
В течение трех рабочих дней с даты назначения ответственного работника, но не позднее дня проведения первой финансовой операции (даты установления деловых отношений с клиентом) становиться на учет должны:
- банки, страховщики, страховые брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
- платежные организации, участники или члены платежных систем;
- товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
- профессиональные участники фондового рынка, кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
- операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств и осуществлению валютных операций;
- филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
- криптобиржи, криптообменники и другие участники рынка виртуальных активов.
Не позднее дня проведения первой финансовой операции (даты установления деловых отношений с клиентом) обязаны стать на учет такие СПФМ:
- субъекты аудиторской деятельности;
- бухгалтера, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
- те, кто осуществляет консультирование по вопросам налогообложения;
- лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами.
Важно помнить, что Законом определены специальные СПФМ, которые должны стать на учет в Госфинмониторинге не позднее дня установления деловых отношений с клиентом (проведения финансовой операции) только в случаях, определенных ст. 10 Закона, а это:
- адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
- нотариусы;
- субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги.
Также, не позднее дня установления деловых отношений с клиентом (проведения финансовой операции) должны стать на учет в Госфинмониторинге:
- субъекты, оказывающие посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также те, кто предоставляет за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
- те, кто осуществляет торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает 40 000 гривен, или сумму, эквивалентную указанной сумме, или при организации торговли такими предметами, в том числе аукционной;
- субъекты, которые проводят лотереи при осуществлении финансовых операций по принятию ставок, возвращению ставок и выдаче (выплате) выигрышей (призов);
- субъекты, которые проводят азартные игры в казино при осуществлении финансовых операций по обмену средств на игровые заменители гривны, обмену игровых заменителей гривны на средства, а также при выплате выигрышей.
Вывод.
Возможность осуществлять обязанности СПФМ в электронном виде является, безусловно, современным и прогрессивным шагом, что обеспечит значительную экономию времени и затрат на почтовые отправления, сокращение сроков получения подтверждения и другой необходимой информации от Госфинмониторинга и конфиденциальность информации. Однако, в таком случае всем СПФМ нужно уже задуматься над получением электронной цифровой подписи и ожидать момента утверждения Минфином всех необходимых для эффективной работы в электронном кабинете форм и документов. Юридическая фирма GOLAW предоставляет юридические консультации в различных практиках представленых на сайте.
Д-р. Валентин Гвоздий
Управляющий партнер, адвокат, PhD
- Контакты
- Ул. Князей Острожских 31/33, Бизнес-центр "Зоряный" Киев, Украина, 01010
- v.gvozdiy@golaw.ua
- +380 44 581 1220
- Признания
- The Legal 500 EMEA 2022
- Who’s Who Legal 2022
Статьи по теме
17 февраля 2022 Публикации
Новые правила трудоустройства иностранцев для резидентов Дия Сity
10 февраля 2022 Публикации
Предоставление информации на запрос органов Антимонопольного комитета: практичес...
08 февраля 2022 Публикации
Партнер GOLAW Анжелика Моисеева приняла участие в Круглом столе комитета НААУ
Подпишитесь, чтобы знать больше
Информация мотивирует к новым свершениям. Подпишитесь, не упускайте обзоры законодательства и новости от GOLAW
Услуги
-
- Антимонопольное и конкурентное право
- Банковское и финансовое право
- Взаимодействие с государственными органами (GR)
- Восстановление платежеспособности и банкротство
- Энергетика и природные ресурсы
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- Защита в антикоррупционной сфере
- Интеллектуальная собственность
- Корпоративное право и M&A
- Комплаенс, корпоративное управление и управление рисками
- Международная торговля
- Недвижимость и строительство
- Налоговое и таможенное право
- Реструктуризация и урегулирования задолженности
- Разрешение судебных споров
- Трудовое право
- Услуги для владельцев бизнеса и частных клиентов
- Право военного времени
- Уголовное право
- Юридическое сопровождение бизнеса и частных клиентов в Германии
-
- Авиация
- Агробизнес
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- ІТ, Информационные технологии и искусственный интеллект
- Здравоохранение и фармацевтика
- Медиа, развлечения, спорт и гемблинг
- Производство и промышленность
- Розничная торговля, FMCG и электронная коммерция
- Недвижимость и строительство
- Транспорт и логистика
- Химическая промышленность
- Финансовые учреждения
Мы используем файлы cookies для совершенствования работы сайта и улучшения Вашего пользовательского опыта.
Политика cookies
Настройки cookie