Новое время диктует новые правила. Наступает время поколения Z – поколения эры цифровых технологий. Это время, когда современная молодежь хочет жить здесь и сейчас. Именно по этой причине уже который год в Украине приобретает популярность и занимает свою нишу хозяйственная деятельность по организации “коворкеров”.
Новое время диктует новые правила. Наступает время поколения Z – поколения эры цифровых технологий. Это время, когда современная молодежь хочет жить здесь и сейчас. Нынешнее поколение “социальных сетей” ценит мобильность, оперативность и удобство. Это поколение, которое хочет работать для себя и на себя с гибким графиком и без офисного хомута. Именно по этой причине уже который год в Украине приобретает популярность и занимает свою нишу хозяйственная деятельность по организации “коворкеров”.
Коворкеры – это, по сути, даже не работники, а члены коворкинг-центров. Сама бизнес-модель коворкинга достаточно незамысловата и основывается на том, что предприниматель покупает или арендует подходящее помещение, ремонтирует в определенном стиле, обустраивает и оборудует всем необходимым, возможно, разбивает на зоны и сдает в субаренду.
Как правило, коворкинг включает в себя рабочие места, конференц-залы, переговорные, кафе и т. п. Основным преимуществом коворкинга, безусловно, является экономия, поскольку цена аренды зависит непосредственно от рабочего места и услуг, предоставляемых коворкинг-центром, а также от времени (арендовать рабочее место можно от часа до года).
К положительным аспектам использования коворкинга можно также отнести то, что, являясь членом коворкинг-центра, получаешь в аренду рабочее место, офисную технику, Интернет в нужных объемах.Кроме того, в коворкинг-центрах часто проходят лекции, тренинги, семинары. Аренда помещения в коворкинг-центре намного дешевле, чем постоянного офиса, поскольку оплата зависит не от количества занимаемых метров, а от времени. В отличие от просто офисного места, в коворкинге многие расходы делятся на всех участников, что намного приятнее для конечного потребителя услуг таких центров.
В чем же заключается юридический аспект работы коворкинга? Поскольку coworking с английского переводится как “совместная работа”, то правовая природа состоит в том, что это совместное использование рабочих мест в помещении людьми, не связанными между собой трудовыми отношениями.
Как правило, организационно-правовой формой предприятия, которое будет предоставлять коворкинг-услуги, является общество с ограниченной ответственностью, реже физическое лицо – предприниматель. Правовые отношения по предоставлению коворкинг-услуг регулируются Гражданским кодексом Украины (далее – ГК Украины). Коворкинг необходимо рассматривать с точки зрения аренды или субаренды. В связи с этим стоит заметить, что в гражданском законодательстве существуют нормы, отдельно регулирующие предоставление в аренду как части помещения, так и оборудования.
Как регламентирует статья 759 ГК Украины, по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок. Предметом договора найма в соответствии со статьей 760 настоящего Кодекса может быть вещь, которая определена индивидуальными признаками и которая сохраняет свой первоначальный вид при неоднократном использовании.
Законом могут быть предусмотрены особенности заключения и исполнения договора найма (аренды). А впрочем, в отношении движимого имущества, например, офисного оборудования, гражданское законодательство Украины не предусматривает особенностей их аренды. Поэтому он оформляется с учетом общих требований гражданского законодательства.
Что касается формы договора (устная или письменная), то ГК Украины, а именно статья 639, предусматривает, что договор найма может быть заключен в любой форме, но при условии, что законом не установлены требования к форме договора.
Правовые отношения между коворкерами и коворкинг-центрами регулируются на основании публичного договора. Суть заключается в том, что коворкинг берет на себя обязанность заключить данный договор с любым посетителем и предоставить ему в пользование рабочее место, необходимую аппаратуру, доступ в Интернет и т. д. При этом каждый раз подписывать договор не нужно. Достаточным подтверждением заключения такого договора будет выдача чека при расчете за проведенное время в коворкинге. Условия договора, как правило, размещаются в уголке потребителя и на веб-сайте коворкинга.
Также должны быть утверждены правила пользования пространством, которые размещаются в публичном доступе для третьих лиц. Например, при регистрации, так называемом создании аккаунта, будущий пользователь коворкинга соглашается с условиями публичного договора и принимает на себя обязательства по соблюдению правил пользования объектом.
Кроме того, в обязательном порядке утверждаются и размещаются в доступном для обзора месте тарифы за пользование пространством. Как правило, коворкинг предоставляет своим членам различные виды абонементов, в которые входит определенный вид услуг.
Например, одна из самых популярных сетей коворкинг-центров “WeWork” предлагает абонемент за 450 – 720 $ в месяц за закрепленное место в Нью-Йорке. В данный абонемент входит: доступ в центр 24/7, Wi-Fi, печать, офисные принадлежности, обработка почты и посылок, уборка помещений, мероприятия и конференции, напитки. Отдельный офис обойдется в 1000 – 1800 $ в месяц за человека.
Украинский коворкинг “Часопис” предлагает абонемент на закрепленное рабочее место за 4500 грн в месяц. В данный абонемент входят: профессиональные консультации специалистов в сфере юриспруденции, финансов, налогов, маркетинга, SEO; Интернет; напитки; доступ к лекциям Chasopys Creative Family. Остальные услуги оплачиваются отдельно.
Что касается налогового аспекта деятельности коворкинга, то он охватывает КВЭД 77.33, который подразумевает под собой предоставление в аренду офисных принадлежностей (стулья, столы, компьютеры и т. п.).
Более того, нужно учитывать, что в коворкинге должны работать как минимум сотрудники, которые выполняют организационные функции, проводят расчет и поддерживают всеобщий порядок.
Global Coworking Survey опубликовали исследование, в котором определили, что по всему миру в 19 тыс. коворкинг-центрах работают 1,7 млн человек. Например, мало кто знает, что Uber развивался в коворкинге The Yard в Нью-Йорке. В то время как часть команды прямого конкурента Uber в штатах, компании Lyft, работает в другом коворкинге Нью-Йорка – Industrious. На сегодняшний день крупные корпорации заинтересованы в привлечении инициативных и амбициозных молодых людей. Но чтобы удержать миллениалов у себя в компании, им необходимо создавать неформальные и оригинальные рабочие места. Именно по этой причине такие корпорации, как Facebook, Amazon, IBM, Ernst & Young, размещают своих сотрудников в коворкинг-центрах. Например, Microsoft арендует рабочие места у “WeWork” еще с 2006 года.
Статья была опубликована в издании “ЮРИСТ & ЗАКОН”