fbpx

Коворкинг, или Время свободных

Новое время диктует новые правила. Наступает время поколения Z – поколения эры цифровых технологий. Это время, когда современная молодежь хочет жить здесь и сейчас. Именно по этой причине уже который год в Украине приобретает популярность и занимает свою нишу хозяйственная деятельность по организации “коворкеров”.

Новое время диктует новые правила. Наступает время поколения Z – поколения эры цифровых технологий. Это время, когда современная молодежь хочет жить здесь и сейчас. Нынешнее поколение “социальных сетей” ценит мобильность, оперативность и удобство. Это поколение, которое хочет работать для себя и на себя с гибким графиком и без офисного хомута. Именно по этой причине уже который год в Украине приобретает популярность и занимает свою нишу хозяйственная деятельность по организации “коворкеров”.

Коворкеры – это, по сути, даже не работники, а члены коворкинг-центров. Сама бизнес-модель коворкинга достаточно незамысловата и основывается на том, что предприниматель покупает или арендует подходящее помещение, ремонтирует в определенном стиле, обустраивает и оборудует всем необходимым, возможно, разбивает на зоны и сдает в субаренду.

Как правило, коворкинг включает в себя рабочие места, конференц-залы, переговорные, кафе и т. п. Основным преимуществом коворкинга, безусловно, является экономия, поскольку цена аренды зависит непосредственно от рабочего места и услуг, предоставляемых коворкинг-центром, а также от времени (арендовать рабочее место можно от часа до года).

К положительным аспектам использования коворкинга можно также отнести то, что, являясь членом коворкинг-центра, получаешь в аренду рабочее место, офисную технику, Интернет в нужных объемах.Кроме того, в коворкинг-центрах часто проходят лекции, тренинги, семинары. Аренда помещения в коворкинг-центре намного дешевле, чем постоянного офиса, поскольку оплата зависит не от количества занимаемых метров, а от времени. В отличие от просто офисного места, в коворкинге многие расходы делятся на всех участников, что намного приятнее для конечного потребителя услуг таких центров.

В чем же заключается юридический аспект работы коворкинга? Поскольку coworking с английского переводится как “совместная работа”, то правовая природа состоит в том, что это совместное использование рабочих мест в помещении людьми, не связанными между собой трудовыми отношениями.

Как правило, организационно-правовой формой предприятия, которое будет предоставлять коворкинг-услуги, является общество с ограниченной ответственностью, реже физическое лицо – предприниматель. Правовые отношения по предоставлению коворкинг-услуг регулируются Гражданским кодексом Украины (далее – ГК Украины). Коворкинг необходимо рассматривать с точки зрения аренды или субаренды. В связи с этим стоит заметить, что в гражданском законодательстве существуют нормы, отдельно регулирующие предоставление в аренду как части помещения, так и оборудования.

Как регламентирует статья 759 ГК Украины, по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок. Предметом договора найма в соответствии со статьей 760 настоящего Кодекса может быть вещь, которая определена индивидуальными признаками и которая сохраняет свой первоначальный вид при неоднократном использовании.

Законом могут быть предусмотрены особенности заключения и исполнения договора найма (аренды). А впрочем, в отношении движимого имущества, например, офисного оборудования, гражданское законодательство Украины не предусматривает особенностей их аренды. Поэтому он оформляется с учетом общих требований гражданского законодательства.

Что касается формы договора (устная или письменная), то ГК Украины, а именно статья 639, предусматривает, что договор найма может быть заключен в любой форме, но при условии, что законом не установлены требования к форме договора.

Правовые отношения между коворкерами и коворкинг-центрами регулируются на основании публичного договора. Суть заключается в том, что коворкинг берет на себя обязанность заключить данный договор с любым посетителем и предоставить ему в пользование рабочее место, необходимую аппаратуру, доступ в Интернет и т. д. При этом каждый раз подписывать договор не нужно. Достаточным подтверждением заключения такого договора будет выдача чека при расчете за проведенное время в коворкинге. Условия договора, как правило, размещаются в уголке потребителя и на веб-сайте коворкинга.

Также должны быть утверждены правила пользования пространством, которые размещаются в публичном доступе для третьих лиц. Например, при регистрации, так называемом создании аккаунта, будущий пользователь коворкинга соглашается с условиями публичного договора и принимает на себя обязательства по соблюдению правил пользования объектом.

Кроме того, в обязательном порядке утверждаются и размещаются в доступном для обзора месте тарифы за пользование пространством. Как правило, коворкинг предоставляет своим членам различные виды абонементов, в которые входит определенный вид услуг.

Например, одна из самых популярных сетей коворкинг-центров “WeWork” предлагает абонемент за 450 – 720 $ в месяц за закрепленное место в Нью-Йорке. В данный абонемент входит: доступ в центр 24/7, Wi-Fi, печать, офисные принадлежности, обработка почты и посылок, уборка помещений, мероприятия и конференции, напитки. Отдельный офис обойдется в 1000 – 1800 $ в месяц за человека.

Украинский коворкинг “Часопис” предлагает абонемент на закрепленное рабочее место за 4500 грн в месяц. В данный абонемент входят: профессиональные консультации специалистов в сфере юриспруденции, финансов, налогов, маркетинга, SEO; Интернет; напитки; доступ к лекциям Chasopys Creative Family. Остальные услуги оплачиваются отдельно.

Что касается налогового аспекта деятельности коворкинга, то он охватывает КВЭД 77.33, который подразумевает под собой предоставление в аренду офисных принадлежностей (стулья, столы, компьютеры и т. п.).

Более того, нужно учитывать, что в коворкинге должны работать как минимум сотрудники, которые выполняют организационные функции, проводят расчет и поддерживают всеобщий порядок.

Global Coworking Survey опубликовали исследование, в котором определили, что по всему миру в 19 тыс. коворкинг-центрах работают 1,7 млн человек. Например, мало кто знает, что Uber развивался в коворкинге The Yard в Нью-Йорке. В то время как часть команды прямого конкурента Uber в штатах, компании Lyft, работает в другом коворкинге Нью-Йорка – Industrious. На сегодняшний день крупные корпорации заинтересованы в привлечении инициативных и амбициозных молодых людей. Но чтобы удержать миллениалов у себя в компании, им необходимо создавать неформальные и оригинальные рабочие места. Именно по этой причине такие корпорации, как Facebook, Amazon, IBM, Ernst & Young, размещают своих сотрудников в коворкинг-центрах. Например, Microsoft арендует рабочие места у “WeWork” еще с 2006 года.

Статья была опубликована в издании “ЮРИСТ & ЗАКОН”

88

Статті на тему

LEGAL HOTLINE 02.12.2021

02 Грудня 2021 Публікації

LEGAL HOTLINE 02.12.2021

Читати
Чи має адвокат право покинути залу засідань у самий розпал процесу?

01 Грудня 2021 Публікації

Чи має адвокат право покинути залу засідань у самий розпал процесу?

Читати
TAX ALERT 24.11.2021

24 Листопада 2021 Публікації

TAX ALERT 24.11.2021

Читати
Всі публікації

Ми використовуємо файли cookies для вдосконалення роботи сайту та покращення Вашого користувацького досвіду.
Політика cookies Налаштування cookie

Будь ласка, уважно ознайомтеся з умовами політики конфіденційності та обробки персональних даних. Політика cookies.

Я даю згоду на обробку персональних даних відповідно до політики конфіденційності та обробки персональних даних

Я хочу отримувати розсилку

Ми використовуємо файли cookies для вдосконалення роботи сайту та покращення Вашого користувацького досвіду. Політика cookies Сховати налаштування